Рефераты. Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь






11.            Принцип культурности. Власть – не дар делать все ничтожным. Причина упадка власти состоит в отставании культуры правителей от народной культуры.

12.            Принцип меры. Фактор персонального обеспечения: властитель не схимник, не аскет, ничто человеческое ему не чуждо, однако он – лицо умеренное, избегает излишеств, пресыщений, владеет собой, противодействует губительной зависимости от собственных эффектов и страстей.

13.            Принцип позитивности. Сила власти состоит в способности возделывать – сохранять, передавать, умножать.

14.            Принцип подстановки. Мощь власти – не в публичности, а прочности связей, умении выжидать, уходить от ответа, владеть секретами, больно и расчетливо жалить.

15.            Принцип твёрдости. Власть почитаема за логичность, последовательность, несгибаемость, связность действий, за готовность по необходимости идти на последние и крайние выводы [5, с. 13-22].

Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль.


Глава 2. Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь


2.1 Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь


В организации политической власти на Беларуси можно с определенной точностью выделить два основных периода, сопоставление которых дает повод утверждать о ситуации "прерванной традиции".

Первоначальный процесс оформления власти на белорусских землях практически ничем не отличался от аналогичных процессов в других регионах Европы. Эволюция политического устройства Беларуси шла по линии преемственности институтов государственной власти, укрепления основ феодального государства.

Великое княжество Литовское (XIV-XVI вв.) имело все признаки ограниченной монархии во главе с великим князем (королем, государем). В ВКЛ, также как и в других раннефеодальных государствах, значительная роль принадлежала Раде, состоявшей из наиболее знатных людей, которая участвовала в принятии всех важнейших государственных решений.

Повышение социальной роли служилого (шляхетского) сословия нашло отражение в появлении института представительной власти, так называемого Сойма, созываемого регулярно с XIV в. Первое время он занимал место широкого собрания правящего класса, призванного получать информацию и обсуждать принимаемые государем и Радой решения, позже его функции расширились. Со временем Сойм стал высшим законодательным органом власти ВКЛ и затем Речи Посполитой, и именно ему принадлежало право выбирать короля, который был связан договором с высшими представителями шляхты, определявшими его избрание.

Включение белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой определило для Беларуси не только новое геополитическое положение, но и радикальные социокультурные трансформации. Белорусские земли были инкорпорированы в мощную бюрократическую, сильно централизованную государственную систему России и подчинились законам правления абсолютной монархии, имевшей статус империи. Беларусь оказалась в ситуации "обратного хода" – vice versa – в пространстве обратных культурных кодов. Апелляция к признанию автономии различных общественных субъектов менялась на апелляцию к сильной государственной власти. Новая реальность для Беларуси проявилась:

-  в переходе от ограниченной монархии, от республиканских элементов правления (пусть даже и в варианте шляхетской республики) к форме абсолютной монархии (неограниченного самодержавия);

-  в свертывании имевшихся институтов политического участия (в первую очередь, института выборов) и заменой их институтами назначений и вертикального подчинения;

-  в резком уменьшении пространства горизонтальных отношений, в собирании дисперсной власти (автономия местной феодальной знати, федеральные отношения Речи Посполитой и ВКЛ, самостоятельность городов согласно магдебургскому праву) и постепенной монополизации ее с сосредоточением в имперском центре;

-  в постепенной провинциализации белорусских земель, придании им статуса "имперской периферии".

Столкновение двух политических дискурсов привело к возникновению и долговременному протеканию культурного конфликта на территории Беларуси.

Он отражал столкновение двух исторических типов организации политического пространства – социоцентристского (восточного) и персоноцентристского (западного) или двух типов политической культуры . патриархально-подданического и активистски-подданического (Г.Алмонд, С.Верба), которые одновременно присутствовали в социокультурном контексте Беларуси, определяя его амбивалентность.

Этот конфликт был частично разрешен в пользу социоцентристского дискурса в период существования СССР [3, с. 4].

На протяжении длительного исторического периода политико-управленческие процессы в Беларуси были органично вплетены в единую ткань советской государственности, партийно-политических и идеологических взглядов. Современной формой осмысления развертывания политико-управленческих процессов в Республике Беларусь были широкомасштабные политико-управленческие преобразования в бывшем СССР, начавшиеся во второй половине 1980-х гг. ХХ в. В высшем партийно-политическом руководстве СССР господствовали представления о необходимости перемен в механизме государственной власти и общественно-политического строя и сами эти представления были провозглашены советским руководством во главе с Михаилом Горбачевым в форме "перестройки". Сущность "перестройки" состояла в реформировании политической системы СССР с целью придания ей динамических элементов новых политико-управленческих свойств и на этой основе ускорения социально-экономических процессов в советском обществе. Перестройка, безусловно, стимулировала рост национального самосознания в республиках. Однако реформаторы и интеллектуальная элита СССР оказались неподготовленными к проявлениям националистических предрассудков, раскола, вражды [12, с. 9].

Несмотря на разрушение господствовавших ранее структур и политических отношений советского типа, вплоть до принятия Конституции Республики Беларусь в 1994 г., трансформация основ политико-управленческих процессов в стране происходила без достаточной конституционно-правовой оформленности, главным образом, опираясь на Декларацию о государственном суверенитете (июль, 1990 г.) и Закон о придании ей конституционного статуса (август, 1991 г.).

Современные политико-управленческие процессы в сфере государственного строительства Республики Беларусь анализируют сквозь призму особых режимов развертывания. Первый – это режим развития. Структуры и механизмы государственной власти выводят политико-управленческие процессы на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на новы социальные требования, вызовы времени. Развертывание такого режима означает, что правящие круги, институты государственной власти нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре общества, меняющемся соотношении сил внутри страны и на международной арене (январь 1919 г. – июль 1920 г.)

Второй режим развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства – это режим функционирования, не выводящий политическую систему, в своей основе, за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политико-управленческие процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и избирателями, органами государственной власти, местного самоуправления и т.д. (июль 1920 г. – март 1994 г.)

И, наконец, третьей разновидностью режима развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства в Республике Беларусь, является режим динамизма. В этом случае политико-управленческие процессы сопровождаются интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, нарастанием сложности построения различных сфер общественной жизни, повышением способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов граждан. Данный режим имеет следующие фазы протекания.

Первая фаза (март 1994 г. – ноябрь 1996 г.) – избрание первого Президента Республики Беларусь, которым стал А.Г. Лукашенко, принятие Конституции Республики Беларусь, проведение Республиканского референдума (1996 г.) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Данная фаза характеризуется сложной и напряженной политической обстановкой. В состоянии политического противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан Республики Беларусь [9, с. 12].

Кризис легитимности институтов государственной власти на данной фазе принял системный характер. Решительные действия со стороны Президента Республики Беларусь, направленные на преодоление вакуума власти и получившие всенародную поддержку на Республиканском референдуме 1996 г., способствовали преодолению кризиса легитимности, направлению процессов государственного строительства в мирное русло.

Вторая фаза (ноябрь 1996 г. – по настоящее время) – динамические преобразования во всех сферах общественной жизни, направленные на построение сильной и процветающей Беларуси, формирование "президентской вертикали", укрепление государственных институтов управления и др.

Принятие Конституции Республики Беларусь в 1994 г. придало конституционно-правовой характер развёртыванию политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства. Их современной формой становится оптимизация государственного строительства. Рассмотрим ее важнейшие направления.

Особенностью функционирования исполнительной власти в Республике Беларусь является наличие "президентской вертикали". Государственное строительство в условиях "президентской вертикали" характеризует деятельность института президентской власти особыми признаками. К таковым относят:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.