• К7 - показатель оборачиваемости запасов;
• К12 - коэффициент рентабельности собственного капитала.
В связи с этим рассмотрим возможные направления улучшения указанных показателей.
Коэффициент текущей ликвидности (К2) показывает способность предприятия обеспечить себя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Нормативное значение К2 = 2, для предприятий 1 категории неплатежеспособности 1,0 < К2 < 1,5. Анализ этого коэффициента для Пушкинского автобусного парка (К2 = 0,45) показывает, что основной причиной его неудовлетворительного значения является наличие у предприятия чрезмерно больших краткосрочных обязательств, в частности, кредиторской задолженности. В тоже время оборотные активы достаточны для осуществления деятельности. Таким образом, в качестве пути улучшения данного коэффициента необходимо сократить кредиторскую задолженность предприятия. В частности, необходимо сократить задолженность перед внебюджетными фондами, бюджетом и прочими кредиторами, которые для данного предприятия чрезвычайно велики.
Анализ показывает, что для достижения задачи минимум, поставленной нами, необходимо сократить задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и кредиторами, это позволит без изменения величины оборотных активов предприятия довести коэффициент текущей ликвидности до 1,02, что улучшит балльную оценку с 2 до 4 баллов.
Для достижения задачи максимум необходимо сокращать задолженность перед поставщиками и подрядчиками и кредиторскую задолженность перед персоналом.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КЗ) показывает обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для финансовой устойчивости. Данный коэффициент для Пушкинского автобусного парка имеет крайне негативную оценку (КЗ = -3,72). Нормативное значение этого коэффициента установлено К3=0,1, для предприятий 1 категории неплатежеспособности он должен находиться в пределах 0,1 < КЗ < 0. Анализ составляющих данного коэффициента показывает, что в основе его неблагополучия лежит наличие большого убытка у предприятия. Соответственно, в качестве пути оздоровления данного показателя необходимо сократить убыток. Для достижения
задачи минимум необходимо сократить величину убытка предприятия на размер убытка прошлых лет. Это позволит вывести показатель на уровень К3=0,17, что даст предприятию 8 баллов вместо 2. Дальнейший путь улучшения этого показателя лежит в сокращении убытков предприятия, так при отсутствии убытков он достигнет уровня 0,5, который характеризует предприятие как платежеспособное.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (Кб) характеризует соответствие сроков задолженности условиям платежа и скорость обращения дебиторской задолженности в денежные средства. Для Пушкинского автобусного парка этот показатель (Кб = 2,59) можно охарактеризовать как благополучный, что вызвано невысокими значениями дебиторской задолженности и отсутствием долгосрочной дебиторской задолженности. Достаточно высокая оборачиваемость дебиторской задолженности дает предприятию 6 баллов, что достаточно для достижения поставленной задачи минимум. Для перехода предприятия в число платежеспособных необходимо довести оборачиваемость до уровня менее 1 месяца.
Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности (К7) для Пушкинского автобусного парка (К7=7,01) является в достаточной степени благополучным. Однако в отчетном году он значительно увеличился и для его сокращения необходимо уменьшать размер кредиторской задолженности. Сокращение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, прочими кредиторами позволит довести этот показатель до К7=3,0 и даст предприятию 4 балла вместо 3.
Дальнейшее сокращение кредиторской задолженности является путем уменьшения показателя К7 до уровня менее 1 месяца, что позволит отнести предприятие к числу платежеспособных.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (К 12) характеризует Пушкинский автобусный парк как неблагополучный с точки зрения финансовой устойчивости (К12 = -3,51). Это вызвано тем, что у предприятия имеется большой убыток. Для улучшения этого коэффициента необходимо его повысить, как минимум, до нулевого уровня. В этом случае предприятие получит 2 балла. Таким образом, обобщая предложения по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка, можно сделать вывод, что задача минимум - перевод предприятия из группы предприятий 2 категории неплатежеспособности в группу предприятий 1 категории неплатежеспособности будет выполнена при условии достижения следующих значений коэффициентов:
• К2 = 1,02 (оценка--4 балла)
• КЗ = 0,17 (оценка — 8 баллов)
• Кб = 2,59 (оценка — 6 баллов)
• К7 =3,6 (оценка — 4 балла)
• К12 = 0,01 (оценка-- 2 балла)
Интегральная оценка 26 баллов позволит отнести Пушкинский автобусный парк к числу предприятий 1-ой категории неплатежеспособности (от 19 до 31 балла). Такие предприятия характеризует удовлетворительный уровень рентабельности, но недостаточная устойчивость к колебаниям рыночных факторов. Однако, учитывая стабильный спрос на услуги городского пассажирского транспорта, данное состояние можно считать значительным финансовым улучшением. У предприятия появляются возможности для дальнейшего улучшения финансового состояния и перспективы при дальнейшем выполнении рекомендаций перейти в следующую группу — платежеспособные предприятия.
Изложенные выше пути определяют основные направления улучшения финансового состояния предприятия. Далее рассмотрим возможные пути их достижения.
3.2. Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка
Как показал анализ направлений улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка, они сводятся к двум основным путям:
1. Уменьшение кредиторской задолженности (коэффициенты К2 и К7)
2. Уменьшение непокрытого убытка предприятия (коэффициенты КЗ и К12)
Более детальный анализ баланса предприятия показывает, что, на самом деле, оба эти пути имеют непосредственную связь: на конец 2002 года непокрытый убыток составил 21,6 млн. руб., а кредиторская задолженность составила 22 млн. руб. Сопоставление этих величин позволяет сделать вывод о том, что увеличение кредиторской задолженности вызвано наличием непокрытого убытка предприятия, или что непокрытый убыток финансируется за счет увеличения кредиторской задолженности.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной крайне неблагоприятного состояния Пушкинского автобусного парка является наличие и увеличение непокрытого убытка, которое, в свою очередь, проявляется и в других показателях финансовой устойчивости предприятия, в которых непосредственно не участвует финансовый результат. Данный вывод является важным результатом анализа финансового состояния предприятия, так как позволяет найти основную причину его неблагополучия и направить усилия на ее устранение.
Сокращение убытков предприятия возможно двумя основными путями или их комбинацией:
1. Сокращение расходов предприятия.
2. Увеличение доходов предприятия.
Для сокращения убытков Пушкинского автобусного парка необходимо проанализировать возможности использования этих путей. В связи с этим необходимо более детально проанализировать расходы предприятия и его доходы.
3.2.1. Расходы Пушкинского автобусного парка
Расходы предприятия могут быть сокращены двумя основными путями:
1. Интенсивным - сокращением расходов на единицу услуг без изменения объемов услуг
2. Экстенсивным - сокращением объемов оказанных услуг без изменения расходов на единицу услуг.
Рассмотрим возможности сокращения расходов указанными путями (см. таблицу 21, приложение 3).
Структура расходов Пушкинского автобусного парка
Таблица 21
Элемент
2000
2001
2002
тыс. руб.
%
тыс.руб.
Социальные перевозки
Зарплата с начислениями
18893,4
52,3
25 836,2
48
31 457,8
43,2
Материальные затраты
12970
35,9
20 103,8
37,3
31 564,2
43,3
Амортизация
2 046,6
5,7
2072
3,8
3479
4,8
Налоги
432
1,2
1033
1,9
932
1,3
Прочие расходы
943
2,6
2413
4,5
1 707
2,3
Итого социальные перевозки
35285
97,7
51458
95,5
69140
94,9
Коммерческие перевозки
Итого коммерческие перевозки
838
2412
3730
5,1
Итого:
36123
100,0
53870
72870
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20