Рефераты. Дипломатическая служба Франции






Следуя своей главной стратегической задаче – сохранить глобальную роль страны, современная французская дипломатия сделала ставку на многополярность международной системы и разработала двойную стратегию реализации этого замысла. Ее первым направлением является прогресс в деле европейской интеграции, превращение Европейского союза в фактор преумножения международного влияния Франции, в самостоятельный полюс силы, чему соответствует понятие «державная Европа». Второе стратегическое направление – усиление роли международных (межгосударственных) организаций в урегулировании кризисов и в обсуждении глобальных вопросов – тесно связано с европейским, и они взаимно дополняют друг друга. Когда международные инициативы Франции буксуют из-за отсутствия согласия внутри ЕС, ее дипломатия обращается к стратегическому диалогу с Россией и Китаем, в рамках избранного клуба постоянных членов Совета Безопасности ООН, как это случилось в период иракского кризиса 2002–2003 годов. В постбиполярном мире Франция утвердилась в качестве средней державы с глобальными притязаниями, позиция которой в международных делах отличается самостоятельностью. 2

''...Франция есть или старается быть страной толерантности'', говорит Жак Ширак в книге ''Stranger in the Elysée''.3 Но, несмотря на эту позицию президента Франции, американский секретарь по вопросам обороны Дональд Рамсфельд  выразился в 2003 году следующим образом. Дипломатия Ширака – это смесь равнодушия и высокомерия. За 12 лет президентства Жак Ширак очень редко посещал страны Восточной Европы: в его активе лишь два региональных визита (в Центральную Европу в 1977 году и в страны Балтии в 2001 году) и несколько поездок в рамках двусторонних отношений, причем после 2004 года никаких двусторонних связей уже не осталось. Как признался один дипломат из Центральной Европы, «частота его визитов оставляет желать лучшего». Джордж Буш наведывался сюда гораздо чаще – например, в Словакию, куда президент Ширак так и не выбрался. Французский президент считает, что эти страны еще не вполне «евросоюзные», что найти общий язык с ними трудно, потому что они находятся в плену у старого взгляда на мир, который был присущ им в советские времена, когда членство в НАТО было для них пределом мечтаний. Многие обозреватели считают, что итоги президентства Ширака не поддаются однозначной оценке. ''К концу периода Ширака усилились предубеждения в отношении Франции со стороны стран Центральной Европы '', - отмечает французский эксперт Жак Рупник. Францию он характеризует как «страну, которая сама не знает, чего хочет, ретиво отстаивает идею расширения Европы, но отметает серьезную реализацию этой идеи''.1

Соперничают между собой не только государства, но и общества, коллективные представления, идеи. Филипп Моро-Дефарж считает, что «могущество не является ни данностью, ни постоянным качеством, – это созидательный процесс, своего рода продукт взаимодействия явлений и расчетов, которые в определенный момент ставят одну или несколько наций, одно или несколько обществ в центр международной игры». Данное утверждение отражает одну из главных особенностей французской внешнеполитической культуры.2


На сегодняшний день деятельность дипломатической службы Франции, установление и поддержание международных отношений, а также подписание мирных, торговых и других договоров закреплены Конституцией Франции3.

Согласно статье 13 Конституции, ‘’Послы и чрезвычайные посланники назначаются Советом Министров’’.

По статье 14 Конституции, ‘’Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в зарубежных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем’’.

Декрет от 1-го июня 1979 года, относящийся к полномочиям послов, предписывает, что посол ‘’представляет Президента Республики, Правительство и Министров’’.

По  статье 52 Конституции Франции, ‘’Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Его информируют о всех переговорах относительно заключения какого-либо международного соглашения, не подлежащего ратификации’’.

По статье 53 Конституции, ‘’Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры, налагающие обязательства на финансы государства, изменяющие законоположения, относящиеся к статусу личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Они    вступают  в силу только после ратификации или одобрения. Любая уступка, обмен, присоединение территории - недействительны без согласия заинтересованного населения’’.

   Согласно статье 53.1 Конституции1, ‘’Республика может заключать соглашения с европейскими государствами, которые придерживаются одинаковых с ней обязательств в области предоставления убежища и защиты Прав Человека и основных свобод, в рамках которых будет установлена компетенция каждой из сторон для рассмотрения поданных заявлений о предоставлении убежища. Однако, даже тогда, когда в рамках этих соглашений поданное заявление не входит в сферу компетенции республиканских властей, они сохраняют за собой право предоставить убежище любому иностранцу, преследуемому за свои выступления в защиту свободы или ходатайствующему о защите по другим мотивам".

По статье 54 Конституции2, ''Если Конституционный Совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром, Председателем любой из палат или шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами заявляет, что международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение принятого международного обязательства может быть дано только после пересмотра Конституции".

   Согласно статье 55 Конституции, ‘’Договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента их публикации имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной’’.

В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную струк­туру. В нее входят различные связи государств: по­литические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и т.д. Дипломатические и консульские отношения призва­ны содействовать сотрудничеству в названных и дру­гих областях. Установление между государствами дипломатических отноше­ний влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими пред­ставительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических пред­ставительств и их персонала. Каждому уровню соответствует оп­ределенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следу­ют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглав­ляемая поверенным в делах. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются вышеупомянутыми статьями Конституции Франции.1

Персонал дипломатического представительства подразделяет­ся на три категории: дипломатический, административно-техни­ческий и обслуживающий.

Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961г.2 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относитель­но сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государ­ствами.

К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступление от имени аккредитую­щего государства); защита интересов аккредитующего государст­ва и его граждан; ведение переговоров с правительством государ­ства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; кон­сульская функция; функция информирования своего правительст­ва о стране пребывания.3

Вступление главы представительства в должность связано с вручением им своих полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется. Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства инос­транных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обяза­тельных реквизитов: указание на орган, назначивший главу пред­ставительства, страну назначения и т.д.1

Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении государствами поддержания официальных отноше­ний без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также, иногда, при социальной револю­ции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут прекра­титься в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипло­мата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.


Дипломатический корпус

В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредито­ванных в данном государстве. Дипломатический корпус в широ­ком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном госу­дарстве и членов их семей. Существование понятия дипломатического корпуса, в первом значении, обусловлено причинами протокольного характера; дуай­еном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств, считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций). Понятие дипломатического корпуса, во втором значении, объ­ясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатический иммунитет и привилегии. Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции го­сударства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преиму­ществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются чле­нам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова. Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипло­матического представительства и личные иммунитеты и привиле­гии членов дипломатического персонала и их семей.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.