Рефераты. Дипломатическая служба Франции






Дворянско-династической дипломатии, которой придерживались Людовик XIV и  Людовик XV, был нанесен сокрушительный удар в период Великой Французской революции 1789 – 1794 гг., вспыхнувшей в результате обострения борьбы буржуазии с феодализмом и абсолютизмом. Уже окрепшая буржуазия не желала более выносить опеки абсолютизма и преобладания дворянских и династических интересов во внешней и внутренней политике.4 Писатели, критиковавшие дипломатию французской монархии с точки зрения интересов буржуазии, негодовали на то, что общее бессилие французской монархии, стесненной финансовым и политическим кризисом, делало ее неспособной к решительной внешней политике и поддержанию престижа Франции на международной арене.1

Главной основой французской дипломатии второй половины XVIII столетия французско – австрийский и французско – испанский союзы. Однако эти союзы противоречили интересам французской буржуазии и принесли Франции одни неудачи. В 1787 – 1788 гг., таким образом, был нанесен серьезный удар.

Во времена абсолютной монархии министерстео иностранных дел и посольства были организованы так, чтобы служить для абсолютной монархической власти послушным орудием ее политики. Министр иностранных дел назначался монархом и был ответствен только перед ним. Послы и министры назначались обычно из аристократических фамилий. Министерство состояло из двух ‘’политических управлений’’, разделенных по территориальному признаку . Первое вело переписку с государствами Западной и Центральной Европы и Америки; второе – с Восточной и Южной Европой и скандинавскими государствами. Кроме этих двух управлений, существовали еще вспомогательные отделы. После взятия Бастилии Национальное собрание, опираясь на принцип народовластия, стало вмешиваться в дипломатию королевского министерства, стремясь подчинить ее своим целям. Национальное собрание постановило, что само будет контролировать дипломатические переговоры и утверждать договоры. Официальная дипломатия, т.о, находилась в ведении Дипломатического Комитета Национального собрания. 2

 Революция вспыхнувшая осенью 1789 г., образование антифранцузской коалиции европейских государств и накаленная обстановка привели к тому, что король Франции Людовик XVI прибег к бегству. Но эта попытка провалилась. Король был задержан в Варенне. Авторитет монархии был окончательно подорван.

В 1791 г. Открылось законодательное собрание, которое, боясь, что король использует дипломатические сношения в целях подготовки контрреволюции, заставило короля сменить министра иностранных дел, скомпрпрометированного во время неудачного бегства короля. Людовик назначил министром иностранных дел близкого к жирондистам3 генерала Дюмурье . Законодательное собрание опасалось короля неспроста. Король вместе со своими приближенными основал тайный комитет, которая помогала ему готовить контрреволюцию, и расходовал на его членов секретные фонды МИД. В результате этого Законодательное собрание избрало Дипломатический Комитет из 12–и членов для наблюдения за деятельностью министров и ознакомления с важнейшей перепиской с иностранными державами. В него были избраны главы жирондистов.1

В дипломатическом Комитете в период революции главную роль играл жирондист Бриссо. Многие старые чиновники МИД были сторонниками короля. Поэтому Дюмурье заменил их новыми, близкими к жирондистам. Последние считали, что дипломатия должна быть простой и ясной и обходиться без ухищрений и уловок. Самые манеры дипломата должны быть открыты и просты. Ранги послов подлежали упразднению; все они одинаково должны были называться нунциями Франции. Летом 1792 г. Монархия во Франции была низвергнута.и был созван Национальный конвент, который установил во Франции I республику. Вместо прежних министров был избран Исполнительный совет, ответственный перед конвентом. Однако жирондисты пробыли у власти недолго.2

 Летом 1793 г. К власти пришли якобинцы. Министром инстранных дел был назначен Дефорг. При якобинской диктатуре была произведена полная реорганизация дипломатического аппарата. Политическое значение министра иностранных дел было ничтожно. С 1793 г. Все важные дипломатические вопросы – переговоры, назначение агентов и наблюдение за ними – были сосредоточены в руках Комитета общественного соасения. Комитет поддерживал полуофициальные дипломатические отношения с Турцией, Швеций, США, Данией, Женевой, Швейцарией, Генуей и Алжиром. По декрету от 5-го декабря того же года вся дипломатия формально была передана в руки Комитета. Дипломатический персонал был отчищен от контрреволюционеров. МИД было преобразовано в Комиссию по иностранным делам во главе с комиссаром Бюшотом, целиком зависевшего от Комитета. Большую роль в организации дипломатии Комитета играла сеть агентов. Первоначально в этой сети численность доходила до 45 агентов, затем их количество дошло до 120.  Но для организации такой работы необходимы нылы большие деньги, чего Франции того периода недоставало.3

В годы директории (1795-1799 гг.) дипломатия Франции находилась в руках не министра и даже не директоров, а в руках генералов республики, которые заключали договоры и подписывали все дипломатические акты. В ряду этих генералов был молодой Бонапарт, который обнаружил в себе замечательные дарования дипломата.1

 В 1797 г. министром иностранных дел был назначен Талейран. Еще в 1792 г. Он выполнял поручения жирондистов, но на всякий случай втайне служил королевскому двору. Первый период для деятель­ности Талейрана на посту главы дипломатической службы оказался неудачным практически на всех направлениях внешней политики Директории. Он допус­тил множество просчетов, но сумел сохранить влияние на международные от­ношения в Европе. Потерпев ряд дипломатических поражений, князь Перигор стал более осторожно и взвешенно вести внешнюю политику в последующем.

 Еще при Директории Талейран внес ряд перемен в организацию МИД. Между прочим, он восстановил институт консулов. До революции консулы французской монархии (чаще всего выходцы из дворян, чуждые интересам торговли) не всегда должным образом защищали интересы французских купцов, например, на Востоке они лишь следили за мелочной регламентацией торговли; поэтому уже в первые годы революции французское купечество настойчиво добивалось замены их своими выборными уполномоченными. Во время якобинской диктатуры на первом плане стояли политические вопросы. Консульства были подчинены политическим отделам министерства. Функции их смешивались с деятельностью политических агентов республики. Талейран восстановил консульское бюро в министерстве. Главными  задачами консулов стали защита торговых интересов французских торговцев и сбор коммерческой информации. После переворота 18 брюмера консулы стали именоваться "комиссарами по коммерческим сношениям", так как название "консул" приобрело другой, политический смысл.2

 Будучи проницательным дипломатом, Талейран понимал, что падение Директории неизбежно. И он был прав. 18 брюмера 1799 г. Наполеон Бонапарт вместе со своими приближенными совершил переворот во Франции и, свергнув Директорию, провозгласил режим консульства. После переворота Наполеон установил режим военной диктатуры. Все дипломатические дела перешли в руки первого консула и его министра Мориса Талейрана.

Талейран и Бонапарт рассчитывали использовать союз с Россией для обеспечения Франции господства в Германии, гарантировать ей границы по Рейну и, наконец, сохранив соперничество Австрии и Пруссии, лишить их политических и военных преимуществ. Павел I рассчитывал, объединившись с французами, распоряжаться немецкой землей.

Итак, франко-русский союз должен был явиться в руках создателей орудием для решения германских дел. Поэтому, в течение последних восьми месяцев царствования Павла I, шли переговоры.1

В это время отношения между Францией и Россией были необычайно дружественными, и в Европе усиленно ходили слухи о предстоящем наступа­тельном и оборонительном союзе французов и русских. Заключительная стадия переговоров прошла быстро. 8 - 10 октября мирный договор и секретная конвенция, посвященная делам Европы, были подписаны графом Морковым и Талейраном. С этого времени начинается первый этап становления франко – русских отношений, основанных на новой дипломатии Талейрана. Но такая идиллия просуществовала недолго в марте произошел разрыв между Россией и Францией.  Это было связано с расправой генерала Бонапарта над герцогом Энгиенским. Виновником всего этого в своих произведениях Наполеон называет Талейрана, который  и посоветовал Наполеону избавиться от представителя Бурбонов, Наполеон писал: “Князь Беневетский прожужжал мне уши тем утверждением, что новая династия никогда не будет упрочнена, пока останется хоть один Бурбон. Талейран никогда не отклонялся от этого принципа”.2

Александр I на подобные действия отреагировал следующим образом: «Его величеству отвратительно сохранение дальнейших сношений с правительством, которое запятнано чудовищным убийством…»3

Тем самым закончился мирный период развития франко-русских отношений, который базировался на новой дипломатии Талейрана. Талейран как предусмотрительный дипломат обдумывал условия будущего мира и средства сделать его прочным. 20 июня  1807 года император Александр I направил своего генерал-адъютанта князя Лобанова – Ростовского во  французский генеральный штаб, для подписания перемирия, и предложить Наполеону личное свидание. 4 Во время первого свидание на реке Неман, предложенного императором Александром, были заложены основы мира. Тильзитские  договоры были тщательно составлены Талейраном с французской стороны и Лобановым и Куракиным – с русской.  Эти договоры в Тильзите прошли успешно. Всю практическую работу с французской стороны вел Талейран. Подпись министра стояла под всеми русско-французскими договорами. Это перемирие является отправной точкой следующего этапа франко – русского сближения. 1807 – 1809 гг. можно назвать годами партнерства между Россией и Францией. Россия получила несколько лет для передышки, а Франции, наконец-то удалось осуществить идею Талейрана о ''континентальной системе'' (континентальной блокаде Англии), имевшей целью уничтожить сбыт английских товаров в Европу.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.