Рефераты. Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом






p> Статьи Соглашения об учреждении МВФ обязывают страны-члены позволять обмены национальных валют на иностранные свободно и без ограничений, информировать Фонд о предполагаемых изменениях в финансовой и валютной политике страны, которые могут влиять на экономику других стран-членов, и по возможности модифицировать свою политику в соответствии с рекомендациями
МВФ (с целью согласования с нуждами всех членов содружества).

Одним из обязательств, принимаемых на себя МВФ, является неразглашение им полученной в стране информации, даже приезд миссии МВФ для мониторинга экономического состояния страны широко не афишируется. Фонд может требовать от государств-членов предоставления необходимой информации, в частности: количество авуаров в стране и за рубежом, т. е. всякого рода активов, имущества, в том числе денежных средств, за счет которых могут быть произведены платежи и погашения обязательств их владельца; добыча, экспорт и импорт золота, общий объем экспорта и импорта товаров, внешний платежный баланс, баланс международных инвестиций, национальный доход, индексы цен, курсы покупки и продажи валют, правила валютных операций. Причем информация предоставляется в настолько подробной и точной форме, насколько это осуществимо для той или иной страны.

МВФ невелик по своим размерам. В своем распоряжении он имеет около 2 тысяч служащих и не имеет филиалов и вспомогательных организаций.
Большинство его служащих работают в штаб-квартире в Вашингтоне, хотя имеют три отделения - в Париже, Женеве и Нью-Йорке[12].

Все страны-члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от
МВФ. Членство в этой организации дает каждой стране, испытывающей нехватку иностранной валюты, а значит, и трудности с выполнением своих обязательств, временную возможность пользоваться объединенными финансовыми ресурсами МВФ для решения проблемы платежного баланса. С ней в разное время сталкивались почти все члены МВФ. Обычно кредиты МВФ должны быть выплачены в течение 3-5 лет[13]. Процентные ставки несколько ниже рыночных.

Предоставление кредитов Фондом странам - членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование “обусловленности” (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется
“программа экономической реформы”, то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.

Все страны-члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от
МВФ. Членство в этой организации дает каждой стране, испытывающей нехватку иностранной валюты, а значит, и трудности с выполнением своих обязательств, временную возможность пользоваться объединенными финансовыми ресурсами МВФ для решения проблемы платежного баланса.

Квота России в капитале МВФ определена в 4313 млн. СДР (около 6 млрд. дол.). Это обеспечивает ей 2,9% голосов.

Проблема нехватки ликвидности действительно мучает фонд как никогда.
Шум, который сейчас поднят вокруг МВФ, следует объяснить скорее не кризисом ликвидности, а кризисом доверия или интеллектуальным кризисом в самом фонде. Его программы потерпели фиаско практически во всех странах, пострадавших от азиатского кризиса При существующей экономической программе МВФ пророчит банкротство Банку России. Чтобы лучше понять, на каких условиях Российской Федерации выделялись кредиты, следует вспомнить о базовых принципах предоставления кредитов МВФ. Любая страна, претендующая на кредиты Фонда, должна следовать советам его экспертов. Эти советы носят достаточно односторонний характер и направлены на снижение страной- претендентом на кредит уровня инфляции, повышение эффективности налоговой системы, в том числе за счет увеличения налогового бремени на самые различные субъекты экономической деятельности, либерализацию счетов капитала, отмену экспортных пошлин, повышение таможенных тарифов (в ущерб интересам национального производителя). Все эти требования уже который год предъявляются также и к Российской Федерации.

На данном этапе сотрудничество с МВФ остается одним из важных направлений российской внешнеэкономической политики и непосредственно связано как со специфическими проблемами финансовой деятельности, так и с созданием предпосылок для устойчивого роста в будущем производства в условиях экономики переходного типа. Особенно важны кредиты Международного валютного фонда для Российской Федерации в нынешней ситуации, ведь сотрудничество с Фондом является гарантией кредитоспособности страны в глазах иностранных инвесторов, чье присутствие жизненно необходимо экономике России.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы: путем образования постоянного механизма «содействовать международному валютному сотрудничеству»; «способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли»; обеспечивать «упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами» и не допускать «конкурентного обесценения валют»; оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами и в устранении валютных ограничений; предоставлять странам –членам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им «исправлять нарушенное равновесие их платежных балансов».[14]

Сделки, совершаемые Фондом, представляют собой обмен одних денежных активов на другие денежные активы, а операции Фонда – это другие виды использования или получения им денежных активов. Все операции и сделки фонда проводятся через счет общих ресурсов (СОР), Департамент СДР и прочие счета, управляемые МВФ.

МВФ оказывает финансовую помощь тому или иному государству – члену, продавая СДР или валюту других государств – членов в обмен на собственную валюту данного государства – члена. При совершении «покупки» член МВФ предоставляет эквивалентную сумму в своей валюте, которую он обязан
«выкупить» через определенный период времени. По этой причине в статьях
Соглашения МВФ вместо терминов «кредиты» и «погашение кредитов» употребляются выражения «покупка валюты» и «выкуп валюты».

Помощь Фонда государствам – членам не приводит к уменьшению совокупной величины авуаров Фонда в СДР и различных валютах, а только изменяет их структуру.

МВФ поддерживает значительный фонд ресурсов, предназначенный для оказания помощи государствам – членам в финансировании временных диспропорций в их платежных балансах. Эти ресурсы носят возобновляемый характер и складываются. Главным образом, из валюты, вносимой государствами
– членами в качестве взносов в счет своей квоты. МВФ может также пополнять эти ресурсы путем заимствования.

Для использования ресурсов Фонда государство-член должно предоставить
Фонду сведения о том, что потребность в этих ресурсах обусловлена состоянием платежного баланса, резервной позицией или изменениями в резервах данной страны. Использование ресурсов Фонда осуществляется на основе равенства и отсутствия дискриминации государств – членов, а также с учетом их внутренних социально-политических целей. Политика Фонда направлена на то, чтобы государства – члены обращались к использованию его механизмов финансирования уже на ранней стадии возникновения проблем в области платежного баланса. Финансовая помощь, предоставляемая Фондом, позволяет государствам-членам исправлять диспропорции платежного баланса без необходимости применения торговых и платежных ограничений. Фонд выступает в качестве финансового посредника, поскольку он обеспечивает перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны, где существует их дефицит.

Использование ресурсов МВФ, как правило, осуществляется в рамках так называемой «договоренности» Фонда, то есть принимаемого Фондом решения о том, что Фонд гарантирует тому или иному государству-члену свою готовность предоставлять ему иностранную валюту по условиям соответствующего решения и в пределах установленного срока. Договоренность Фонда (не являющаяся правовым договором) утверждается Исполнительным советом в целях поддержки экономической программы, в рамках которой государство-член предпринимает комплекс мер политики по сокращению внешне и внутриэкономических диспропорций.

В Статьях Соглашения четко указано, что сделки государства-члена с
Фондом осуществляются исключительно «по инициативе государства-члена», а не самого Фонда (Статья V, раздел 2а). Поэтому государства-члены не обязаны обращаться к МВФ с запросом об использовании ресурсов Фонда лишь в какой- либо определенный момент времени. Разумеется, данное положение служит признанием суверенных прерогатив стран-членов в отношении их внешнеэкономической политики. Вместе с тем, это ограничение не означает, что Фонд не может приступить с тем или иным государством-членом к обсуждению желательности запроса о возможном использовании ресурса Фонда.

С течением лет было признано, что эффективность сочетания политики, стабилизации и финансирования в значительной мере зависит от заблаговременного принятия странами-членами коррективных мер.

В заключение хотелось бы сказать, что те проблемы, с которыми сталкивается Россия в своих взаимоотношениях с Международным валютным фондом, типичны не только для нее и уже неотделимы от проблем мировой экономики. Все чаще слышатся голоса о несостоятельности Ямайской валютной системы, у истоков которой стоял МВФ. На экономическом форуме в Давосе в
1999 г. главы многих развивающихся государств и стран с переходной экономикой, в том числе и России, выражали обоснованные опасения по поводу эффективности действующей системы. Президент Египта Мубарак, например, заявил, что нынешняя система соответствует только интересам развитых стран.

Очевидно, что в рамках Ямайской валютной системы МВФ проводит активную политику на либерализацию финансовых рынков и рынков ссудных капиталов, и зачастую снятие ограничений на движение капитала является условием получения тех или иных кредитов Фонда. С одной стороны, снятие ограничений на приток капитала способно создать новые рабочие места в стране, но в то же время исследования группы экономистов Гарвардской школы бизнеса говорят о том, что для развивающихся стран не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и наличием экономического роста, ростом инвестиций и снижением инфляции.
Помимо этого заслуживает самого глубокого анализа следующий факт: при полной либерализации первыми в экономику страны в больших количествах приходят высокомобильные "горячие деньги", что дестабилизирует и без того непростую ситуацию в данных странах. Кризисы в Корее, Таиланде, да и долговой кризис в России со всей очевидностью это доказывают.

Не случайно, когда осенью 1998 г. впервые зашла речь о снижении уровня ликвидности МВФ из-за последних кризисов и необходимости ее поддержания на достаточном уровне, основные финансовые доноры МВФ -
Соединенные Штаты Америки были весьма осторожны в своих оценках.
Американские конгрессмены не склонны понапрасну и безрассудно тратить средства своих налогоплательщиков, а с их точки зрения Фонд неэффективно и несвоевременно расходовал в период кризиса имеющиеся у него средства (*
Здесь было бы небезынтересно вспомнить о предложении вице-президента США
Альберта Гора о необходимости прощения мировыми кредиторами, включая МВФ, части долга беднейшим странам мира). Встает вопрос об универсальности рецептов, предлагаемых МВФ. Эксперты Фонда, являясь высококлассными специалистами, все же зачастую склонны предлагать однообразные методы решения различных экономических проблем, которые зачастую не учитывают географической и экономической специфики той или иной страны. И здесь, как следствие, появляется проблема выработки Фондом новых идей, которые могут даже выходить за рамки общепринятой концепции, но быть направлены на решение стоящих перед странами-членами проблем.

Но не следует забывать, что причины кризиса кроются не только, да и не столько в политике, проводимой Фондом, сколько в непроработанности законодательства самих развивающихся стран. Например, в США за атаку спекулятивного характера против акций какой-нибудь американской корпорации
"атакующей" стороне могут быть предъявлены обвинения в попытке манипулирования рынком, что чревато для ответственных сотрудников компании самыми серьезными последствиями, включая тюремное заключение. Однако аналогичные действия американского инвестиционного фонда в Юго-Восточной
Азии не только не рассматриваются как преступные, но зачастую служат поводом для обвинения пострадавшей стороны в некомпетентности.

Конечно, было бы неправильно списывать на спекулянтов все просчеты в национальной экономической политике. Кризис не возникает в странах с динамично развивающейся экономикой и стабильной национальной валютой.
Кризис появляется в странах, где существует неэффективное, зачастую пронизанное коррупцией управление экономикой. Примером тому является и практика государственного принуждения банков для льготного кредитования
"чеболей" в Южной Корее, и использование государственных финансов в целях семейных кланов Индонезии. И сейчас все чаще и чаще речь идет о необходимости создания механизмов регулирования международных финансовых рынков и рынков капитала. Правительства многих стран заявляют о необходимости создания для пресечения недобросовестной игры и отмывания денег на международных рынках мощной международной организации, уполномоченной вести расследования по всему миру, в том числе и на территории развитых стран, что пока маловероятно.

И здесь возникают вопросы относительно того, какие пути предлагают аналитики Фонда для решения долговых проблем развивающихся стран, в том числе и России. Эксперты МВФ совершенно справедливо полагают, что надо занимать деньги там, где это дешевле, и тратить их с наибольшей эффективностью. Следовательно, нужен своего рода мировой контрольный институт, мировой арбитраж, который будет рассматривать претензии стран по поводу спекуляций на финансовом рынке и рынке капиталов по отношению друг к другу и инвестиционным институтам. Необходимо также разработать новые критерии и процедуры реструктуризации долга. Здесь было бы полезно обратиться к американскому законодательству, регулирующему процедуру банкротства. То есть возможен вариант, когда кредиторы предоставляют кредиты для реабилитации должника с тем, чтобы он был в дальнейшем кредитоспособен. Такой подход важен еще и потому, что заставит инвесторов более тщательно оценивать риски своих вложений, тогда как стандартная практика МВФ означала кредитование либо деньгами государства, либо средствами Фонда сколь угодно рискованной политики финансовых спекулянтов на развивающихся рынках. Предлагаемый метод означает уменьшение долгового бремени переживающих финансовый кризис стран, так как часть издержек ложится на плечи самих инвесторов и они становятся кровно заинтересованными в скорейшем выздоровлении стран-должников.

Во всем этом очень важна позиция МВФ, роль которого не следует принижать, поскольку именно на плечи данной организации в конечном итоге ляжет основное бремя глобальной санации пострадавших экономик, и от того, справится ли Международный валютный фонд с этой задачей, во многом зависит будущее мировой экономики в целом, а значит, в определенной степени и будущее России.

Библиография

Список основной использованной литературы на русском языке

1. Абалкин Л. «Экономические реалии и абстрактные схемы» (О концептуальных основах монетаристской программы финансовой стабилизации)//Вопросы экономики. – М., 1999. № 12, с.4-6

2. Борисов С.М. «Мировая экономическая и валютная ситуация в 90-х годах: статистическое обозрение»//Деньги и Кредит. – М., 1999, № 5, с.62-75

3. Горшков А.И. «О развитии отношений СССР с МВФ и ИБРР»// Внешняя торговля. – М., 1991, № 8, с.31-35

4. Жуков Е.Ф. «Международные экономические отношения»//Юнити – Дана. – М,

2000

5. Звонова Е.А. «Международное внешнее финансирование в современной экономике»//Экономика. – М,2000

6. Коноплянник А.А. «Стабилизационный кредит МВФ: его последствия для экономики России»//Энергия.-М, 2000, с.10-14

7. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»//Финансы и статистика – М., 2001.

8. Лукина И.В. «Международный валютный фонд и перемены в странах

Восточной и Юго-Восточной Европы»//Научно – исследовательский финансовый институт. – М, 1999, с.47

9. Михеев В. «В чем не прав МВФ?» (опыт преодоления финансового кризиса в

Азии: уроки для России)»//Проблемы Дальнего Востока. – М, 2000, № 6

10. Носков И.Я. «Международные валютно-кредитные отношения»//Юнити. – М.

2000

11. Росс. Дж. «Национальное или международное решение проблем

России»//Экономист. М. 2000, №4

12. Шестаков С.А. «Современные проблемы сотрудничества России с

МВФ»//Общество и экономика. – М, 2000

13. Шмырева Л.И. «Международные валютно-кредитные отношения»//Питер. –

М,2001

Список основной использованной литературы на английском языке

1. «Annual report of the Executive board»//Washington. IMF. 1999, X.230p

2. Camdessus M. «Coping with the challenges of globalization»//IMF survey

Washington. 1999, Vol. 24,# 20, p. 316-320

3. Fitz Gerald «Intervention versus regulation: the role of the IMF in crisis prevention and management»//UNCTAD rev. – Geneva. 2000, p. 35-

53

4. Fisher S, Sahay R «How far is Eastern Europe from

Brussels»//Washington, IMF, 2000, p.37

-----------------------
[1] White H.D. «Hearing before the Committee on Foreign Affairs». House of
Representatives. Seventy Eight Congress, Second Session. Washington, 1944, c.40
[2] Articles of Agreement of the International monetary fund/Washington,reprinted,1999, Desember,p.2-3
[3] 8B09 B0:65 >ACI5AB2;O5B B0:>9 ?5@5E>4 8 8A?>;L7C5B :@548BK $. -4=0:> 2
2K@01>B:5 A2>59 M:>=>9y fund/Washington,reprinted,1999, Desember,p.2-
3
[4] Китай также осуществляет такой переход и использует кредиты МВФ. Однако в выработке своей экономической политики и ее реализации, Китай опирается исключительно на собственные силы, не приемля диктата в какой-либо форме со стороны Запада.
[5] Serving a Changing World, Report of the Task Force on multilateral
Development Banks, Report to Development Committee, Washington, 1996
[6] Более подробно, см. «Система международных долгов». А.Г.Саркисянц.
Издательско – консалтинговая группа «ДеКА», 2000 г.
[7] пол Р.Кругман., Морис Обстфельд. «Международная экономика – теория и политика». М., ЮНИТИ, 1999г., с.328
[8] Казначейское управление МВФ. «Финансовая организация и деятельность
МВФ», МВФ. Вашингтон, США, 1999 год.
[9] См. там же.
[10] «Фонд принимает правила…..для обеспечения адекватных гарантий
(временного характера) использования общих ресурсов Фонда» (Статья V, раздел 3а). См. также Joseph Gold. Conditionality/ # 31 (Washington:IMF.
1979). Manual Guitian. Fund
[11] Историческую справку о политике расширенного доступа см. в публикации:
Anand G. Chandavarkar. The International Monetary Fund: Its financial
Organization/ # 42 (Washington: IMF, 1984), где на стр. 47 - 48 приводится описание механизма дополнительного финансирования.
[12] Казначейское управление МВФ: «Финансовая организация и деятельность
МВФ». МВФ, Вашингтон, США, 1999.
[13] Paker F. International Economics. Vol.2.- N.Y.:Irwin,1995
[14] Casedy W. Financial Institutions. Wash,1995
[15] Articles of Agreement of the International monetary fund/Washington,reprinted,1999, Desember,p.2-3



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.