Рефераты. Кризис института президенства в США






Авторитет Президента еще важнее, чем его полномочия, ибо именно авторитет формирует и определяет структуру полномочий. Под "авторитетом" понимается доверие народа. Президентский авторитет черпается скорее из субъективных, нежели из объективных источников, он вырастает из личности Президента, его политического стиля, того, как он распоряжается своей должностью, и его воздействия на людей. Авторитет нельзя раз и навсегда заложить в писаную Конституцию. Если Президент наделен магнетизмом, обаянием и политическим артистизмом, если он умеет поставить цель и достигнуть ее, то он будет обладать авторитетом, независимо от того, каких полномочий он добивается, а какими пренебрегает. Тогда авторитет президента исполняет любое его желание. Если же, напротив, Президенту не удается завоевать авторитет, как это произошло с Дж. Адамсом (1825-1829) и Г. Гувером (1929-1933), то даже ограниченное применение президентской власти обернется бедой и четкие полномочия ему не помогут.

Президент сосредотачивает на себе не только огромную власть, авторитет; на него возложены обязанности, которые давят на него тяжелым бременем. Президентство съедает человека. К тому, кто восседает в президентском кресле, предъявляются столь же категорические, сколь и парадоксальные требования.

Сила или слабость в осуществлении президентских функций отчасти зависит от характера личности и внутренних побуждений, отчасти от избранной концепции президентской власти, но более всего от тех трудностей, с которыми Президенту довелось столкнуться.

С точки зрения правящей элиты, роль президента в политическом процессе рассматривается как центральная. Защищая интересы господствующего класса, хозяин Белого дома выдвигает политические инициативы, мобилизует силы в поддержку существующего режима, направляет правительственное регулирование социальных и экономических отношений. Именно поэтому столь велики его формальные полномочия: глава правительства, глава государства, лидер партии, главнокомандующий, руководитель дипломатии страны, важная сила в законодательстве.

Будучи главой правительства, президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов. В качестве руководителя дипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения. Как лидер партии он осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа, благодаря престижу может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса. В качестве главнокомандующего он возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны, (статья II).[38]

В последние десятилетия президент выступает также как ведущий координатор экономической и социальной политики США, центральная фигура в регулировании отношений федерации и штатов, главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов. Помимо этого глава исполнительной власти имеет в своем распоряжении обширный арсенал средств влияния на законодательство; личное давление (встречи, письма, звонки и т.д.), правительственный лоббизм, призывы к партийной лояльности конгрессменов или защите "общенациональных интересов" и др. Он является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов; присваивает офицерские звания в вооруженных силах; имеет право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против США (за исключением дел по импичменту); имеет право требовать в письменном виде от высших должностных лиц каждого из департаментов исполнительной власти мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности; заполнять вакансии, открывающиеся в период между сессиями Сената, выдавая удостоверения на должности, сроки действия которых истекают к концу следующей сессии; рекомендовать к рассмотрению Конгресса целесообразные, с его точки зрения, меры; созывать при чрезвычайных обстоятельствах одну или обе палаты; принимать послов и других официальных представителей; заботиться об исполнении законов; подтверждать назначение на должности всех высших должностных лиц Соединенных Штатов.

Президент разделяет с Сенатом следующие полномочия: заключать международные договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих на заседании сенаторов; назначать на должности и по совету и с согласия Сената назначать послов, консулов, и других официальных представителей, судей Верховного Суда и всех других должностных лиц. Введение в должности, которых в ином порядке не предусмотрено Конституцией США и должности, которых установлены Основным законом.

К полномочиям Президента, разделяемым с Конгрессом, относится и одобрение законодательных актов.

Таким образом, президент играет основную роль в системе исполнительной ветви власти.

§ 2. Исполнительная власть в системе разделения властей федерального уровня: взаимодействие и сдерживание


Конституцией США определен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, который одновременно предполагает их взаимодействие. Этот механизм напрямую воздействует на законотворчество. Влияние Президента в Конгрессе в значительной мере зависит от того, какой процент составляют его однопартийцы. В истории американской демократии законодательные полномочия несколько раз переходили от Конгресса к Президенту и наоборот. Поэтому администрация президента с начала XX века стала уделять большое внимание вопросам взаимодействия с парламентариями.

Законодательная и исполнительная власти в США находятся в тесном сотрудничестве. Согласно Конституции все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США, который состоит из Сената и Палаты представителей (ст. 1., разд. I).[39] Исполнительная власть предоставляется Президенту (ст. 2, разд. 1)[40]. Его полномочия изложены в статье 2 (разд. 1 - 4)[41] Конституции США.

Естественно особое внимание исследователей к взаимоотношениям президента как главы федерального исполнительного аппарата и конгресса, которые формируют и осуществляют американскую государственно-политическую стратегию. Прежде всего от их деятельности зависит эффективность проведения правящими кругами своей классовой линии в области внешней и внутренней политики.

Ранний период истории США   не свидетельствует   о   безоблачном характере отношений президента и Конгресса. К примеру, хотя президент Дж. Вашингтон избегал откровенного давления на конгресс, его основные помощники - министр финансов А. Гамильтон и государственный секретарь Т. Джефферсон - занимались этим без колебаний. В палате представителей, где поначалу сосредоточилось обсуждение важнейших вопросов, А. Гамильтон приобрел такое влияние, что палата приняла решение о создании особого комитета по доходам и налогам, дабы лучше противостоять давлению министра финансов.

Став президентом, Т. Джефферсон довольно эффективно контролировал конгресс благодаря умелому использованию там аппарата своей партии (демократическо-республиканской)[42].

С уходом Джефферсона из Белого дома центр власти переместился в конгресс. Более того, последний использовал инструменты, бывшие недавно залогом могущества президента, против главы администрации. Спикер палаты представителей благодаря системе комитетов и партийных собраний фракции полностью контролировал законодательный процесс, вышедший из-под опеки президента[43]. А в 1812 г. "военные ястребы" конгресса даже вынудили президента Дж. Мэдисона вопреки его желанию вступить в войну с Англией. На протяжении следующих 16 лет в США господствовало так называемое правление конгресса.

Чаша весов вновь качнулась в сторону Белого дома при президенте Э. Джексоне, избранного в 1828 г. Он один, в частности, чаще применял вето, чем все президенты - его предшественники.

После президентства Э. Джексона вплоть   до   Гражданской   войны (исключая только 1845-1849 гг., когда война с Мексикой усилила позиции президента Дж. Полка (1845-1849)) длилась эпоха господства конгресса.

Угроза раскола союза штатов и Гражданская война Севера с Югом вновь поставили буржуазию перед необходимостью централизации власти в руках президента. А. Линкольн без санкции Капитолия увеличил размер армии, издал распоряжение об освобождении рабов, объявил чрезвычайное положение, приостановил действие буржуазно-демократических процессуальных норм в случае ареста, произвольно использовал средства казначейства. По словам одного американского историка, «Линкольн не пытался разрушить барьер между законодательными и исполнительными органами; он просто его игнорировал».[44]

Белый дом стал неэффективным учреждением, утверждал В. Вильсон, и конгресс в силу необходимости выступает как центральный орган американской государственной системы. По мнению будущего президента, отсюда вытекало право окрестить американское правление именем "контрессионального". Не случайно в 1893 г. один из влиятельных вашингтонских публицистов, Т. Кроуфорд, писал: "Никто, очевидно, не пользуется меньшим влиянием на принимаемое конгрессом законодательство, чем президент США"[45].

По мере перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический наблюдалась явная или скрытая поддержка наиболее влиятельных экономических группировок страны, что содействовало укреплению позиций Белого дома.

В США тенденция усиления исполнительной власти, и прежде всего президента, выражалась отнюдь не прямолинейно. Так, хотя позиции Белого дома окрепли при президенте Г. Кливленде (1885 - 1889, 1893 - 1897), тем не менее к концу второго срока правления, в 1897 г., он считался "пленником враждебного большинства в конгрессе".

Возвращение к политике "нормальности" после I Мировой войны означало укрепление позиций Капитолия в годы администраций У. Гардинга (1921 - 1923), К. Кулиджа (1923 - 1929) и Г. Гувера (1929 - 1933).

В годы президентства Ф. Рузвельта, особенно с окончанием Второй Мировой войны, происходит усиление функций и значения федеральной исполнительной власти, в первую очередь президентской. Причем усиление исполнительной в социальной сфере. Однако при этом господствующая элита не шла на однозначное и прямолинейное усиление использования исполнительной власти. Она сохраняла за собой возможность торможения этого процесса и даже понятного движения. Об этом свидетельствует определенное укрепление позиции Капитолия в годы президентства Г. Трумэна (1945 - 1953) и Д. Эйзенхауэра (1953 - 1961). Вопрос же о конкретных пределах власти того и другого института, об изменениях в структуре, задуманной еще "отцами-основателями", решался и решается правящими кругами США отнюдь не доктринально, а в зависимости от накала социальной напряженности классовых сил, политических сдвигов внутри страны и за рубежом и т.д. Да и решается далеко не в прямую и не открыто, не по определенным жестким правилам. Словом, здесь мы сталкиваемся с одним из "черных ящиков" политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.