Рефераты. Кризис института президенства в США






22 октября 1998 года начал работать конституционный подкомитет юридического комитета (который собрался позже) уточняя дефиниции предлагаемых правонарушений.

Депутаты-демократы предложили наказать Б.Клинтона соразмерно с его поступком: вынести порицание. Большинство юридического комитета отвергло эту попытку, ссылаясь на то, что палата представителей не имеет такого права. Ее право утвердить или отвергнуть предложение по импичменту, вынесенное юридическим комитетом. Импичмент - это еще не наказание, а предъявление обвинения.

Однако, 55 % американцев были не согласны с проведением процедуры импичмента, 34 % - одобряли такое решение.

Ради собственных политических целей республиканцы были готовы поступиться образом США на международной арене. «Они прикрылись красивым девизом императора Фердинанда I: "Pereat mundus et flat justitia", то есть «Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир[69]». А, по мнению газеты «Уолл-стрит джорнал», в других странах Клинтон легко бы отделался, но не в США, поскольку здесь существует «самая совершенная система ».

Но вернемся к процедуре импичмента. В отношении президентов она применялась только раз, в 1868 году, когда конгресс США пытался сместить президента Эндрю Джонсона, причем как считают некоторые эксперты, безосновательно. Под угрозой импичмента, дожидаясь решения конгресса (который наверняка отстранил бы его от власти) подал в отставку президент Р.Никсон. Сработал даже не импичмент, а попросту угроза импичмента.

Профессиональный юрист Б.Клинтон на скользкие вопросы давал скользкие ответы, которые формально не противоречили истине.

Шесть раз, говорят обвинители, президенту предоставлялся случай рассказать органам правосудия о связи с Левински.

Но он не только эту связь скрыл, но еще использовал друзей и подчиненных в Белом доме, чтобы обмануть правосудие. Сам Б.Клинтон должен был пресечь ложь подчиненных, старавшихся ему угодить.

Нужно заметить, что накануне рассмотрения своего дела в юридическом комитете палаты представителей президент Б.Клинтон принял решение бомбить Ирак. Ведущие республиканские деятели сразу же поставили под сомнение мотивы столь серьезного решения. В самом Ираке операцию «Лиса в пустыне» назвали «Операция Моника». Республиканцы поддержали эту акцию, как и большинство американцев.

Широкое распространение сомнений относительно причин решения Б.Клинтона показало утрату им доверия общества - необходимого условия успешного руководства.

Расчет был на то, что перед лицом военных действий и в связи с начавшимися рождественскими каникулами конгресс отложит рассмотрение представления юридического комитета. А в новом году соберется уже другой конгресс, частично переизбранный в ноябре, с меньшим число республиканцев и, соответственно с большими шансами для Клинтона избежать импичмента.

Обсуждение вопроса, однако, было отложено всего лишь на один день.

Подлинная причина почти звериной ненависти республиканцев к Б.Клинтону находилась не в области права или морали, а в области политики. Они отвергали стремление президента реформировать социальное обеспечение, реорганизовать медицинское обслуживание, улучшить участь меньшинств, построить больше школ и т.д.

В США и за рубежом циркулировала еще одна довольно интересная, но крайне фантастическая версия всего происходящего. Суть ее в следующем. Скандал с Моникой Левински разразился как раз в те дни, когда президент Б.Клинтон весьма жестко обращался с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, настаивая на тех принципах в ближневосточном урегулировании, которые глава израильского правительства не принимал. Поддержки своей позиции в диалоге с палестинцами со стороны Вашингтона Тель-Авив так и не получил. И чтобы додавить Клинтона, пришлось прибегнуть к методу компрометации - хорошо проверенному методу работы спецслужб. В подтверждении такой гипотезы ссылаются на соответствующую национальность М.Левински, на момент возникновения скандала и на общественное влияние еврейского лобби в США. Ко всему прочему добавился и очередной виток иракского кризиса, в решении которого заинтересован Израиль, опасавшийся ракетного удара со стороны Багдада.

Как уже говорилось, импичмент - еще не наказание, хотя уже позор.

Согласно Конституции, решение о передаче под суд принимает палата представителей простым большинством голосов[70]. Палата действует в этом случае как большое жюри.

Этот орган досудебного надзора состоит из присяжных заседателей, которые рассматривают каждое начатое следствием уголовное дело на предварительной стадии рассмотрения. Большое жюри дает разрешение на арест подозреваемого и на дальнейшее ведение дела. Если в действиях подозреваемого отсутствует состав преступления, а доводы следствия шатки, Большое жюри прекращает дело, освобождает подозреваемого.

Дело Б.Клинтона было рассмотрено на этой стадии. Палата представителей большинством голосов проголосовала за возбуждение уголовного дела против президента. С момента голосования президент уже считался подвергнутым импичменту. Такова процедура импичмента. Члены комитета по юридическим делам палаты представителей конгресса США, представляющие республиканскую партию, выступили в ходе процесса в роли обвинителей. Их 13 человек, каждый из которых выступил с длительной обвинительной речью. Сенаторы обязаны были сидеть на своих местах и без крайней нужды не выходить.

На 100 человек сената была возложена функция вынесения приговора («виновен»/ «невиновен»), причем не простым большинством голосов, а квалифицированным - 2/3 голосов. Сенаторы могут сместить президента или оставить его у власти. Могут посадить в тюрьму или оштрафовать на крупную сумму. Могут отложить выполнение этого приговора до того времени, когда закончится срок его президентства. Наконец, дело может кончиться вынесением порицания президенту. Именно на такой форме наказания настаивали демократы в сенате, в частности Р.Доул. Однако, никакая иная форма, кроме отстранения от власти, не устраивала республиканцев.

Но 2/3 американцев, да и сам Б.Клинтон отставки не желали. Расследования возможных нарушений закона со стороны Б.Клинтона обошлось американским налогоплательщикам примерно в 60 млн. долларов. Именно такая сумма была потрачена на разбирательство по поводу скандалов с Моникой Левински и других громких обвинений в адрес президента. Вероятно, ради установления истины и утверждения законности американцы готовы были на любые жертвы. Но, очевидно, что жертвовать их заставляют политические лидеры для достижения собственных, весьма далеких от альтруизма интересов.

Скандалы в связи с Полой Джонс и Моникой Левински и угроза импичмента, нанесшие урон авторитету страны и самого президента, не раздавили его. Б.Клинтон смог выйти из ситуации победителем, хотя и униженным. По-всякому можно расценить произошедшее в Вашингтоне. Одни считают, что американская государственность переживает острейший кризис, ставящий под сомнение основные принципы конституции, основы политического строя вопреки воле американского народа демагоги и карьеристы, борясь за власть, ни перед чем не останавливались. Ради того, чтобы свергнуть президента из мухи делают слона... Разве это демократия?

Другие же считают, что именно это и есть демократия в действии. Подтверждение того, что конституция работает. Президент, совершающий преступление, лгущий под присягой и заставляющий лгать других обязан предстать перед судом. Он не божество, он человек, как все их всех подобных кризисов в прошлом и настоящем американская демократия выходит очищенной от скверны, укрепившейся, снова и снова подтвердив свою устойчивость, свои преимущества.

Объективно Соединенные Штаты как ни какая другая в прошлом великая держава, приблизившись к положению мирового лидера. Они обладают не превзойденной военной мощью, конкурентоспособной экономикой, технологическим преимуществом, преобладающим авторитетом и влиянием в ООН, НАТО, МВФ, и других международных организациях.

И вдруг оказывается, что карьера президента, практически играющего ключевую роль в реализации глобального лидерства США, находится в руках какой-то Полы Джонс и других подобных ей сомнительных личностей. Причем не только его личная карьера, но и политическое выживание всей его команды с ее связями в стране и за рубежом, устойчивость американского рынка, уже среагировавшего на скандал, авторитет власти и - по большому счету - политического устройства американской демократии.

При этом уже не важно, давал ли сам Б.Клинтон повод для обвинения в свой адрес или нет. Важно, что усилиями небольшой группы людей такой прецедент создан, причем на легитимной основе. Следовательно, и с каждым последующим президентом США и его ближайшим окружением может произойти нечто подобное. А в условиях взаимозависимого мира, и при той роли, которую возложили на себя Соединенные Штаты, скандал вокруг Б.Клинтона, получивший уже широкую огласку, чреват международными последствиями.

Конечно, в США имеется преемственность власти, есть возможность погасить скандал и свести на минимум его последствия. Вряд ли стоит думать, что именно этот инцидент глобально опасен. Скорее всего, это лишь повод задуматься над тем, какое вообще значение внутриполитические проблемы американского должны иметь для остального мира. И в таком контексте вся эта ситуация «работает» на концепцию многополюсного мира.

В самом деле, мировое лидерство США в значительной мере покоится на престиже морально-нравственных принципов американского общества, которые пропагандируются и продвигаются во всем мире. Нельзя не согласиться с авторитетным в США и в мире американским ученым Г. Моргентау, который писал, что «мораль - это почва национальной мощи страны».

Но авторитет США подорван. Причем не только сомнениями в репутации Б.Клинтона, сколько тем цинизмом, с которым его противники внутри страны использовали обвинения в моральной неустойчивости президента для достижения своих корыстных целей.

Не работает на авторитет США и совпавшее по времени со скандалом решение бомбить Ирак. Высказывавшиеся в прессе подозрения относительно, того, что это решение было принято с целью отвлечь внимание мировой общественности от ситуации вокруг семьи Б.Клинтона, позволяет сомневаться в ответственности американской администрации, готовой, по всей видимости, идти на обострение и принести в жертву жизни многих иракских граждан для успокоения собственной общественности или в угоду каким-либо внутриполитическим соображениям[71].

Внутриполитическая стабильность США уже не воспринимается как, во-первых, постоянное, само собой разумеющееся, раз и навсегда данное качество и, во-вторых, как сугубо внутренняя проблема Вашингтона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.