Заключение.
Подводя итог, можно сделать заключение, что кризис института президентской власти - не случайное явление. Большую роль здесь играет личность президента находящегося во главе исполнительной ветви власти. Немалое значение имеют его профессиональные качества, а также морально-правовые и нравственные устои (стереотипы). Ведь президент - это глава правительства, лицо государства, он всегда находится под контролем и пристальным вниманием общественности. В то же время в его руках сосредотачивается ограниченная власть. При определенном стечении обстоятельств (войны, политические или экономические кризисы страны) ведут к усилению власти президента, что является закономерным явлением, т.к. в кризисной ситуации происходит стремление передать власть в одни руки, а также усилить эту власть.
Все это закономерности существующей системы разделения властей, принцип сдержек и противовесов. При наличии такой системы, каждая ветвь власти сдерживает другую для создания политического равновесия в обществе. При усилении той или иной ветви власти (Конгресса либо Президента) другая ветвь начинает усиленно воздействовать на первую с целью пресечь преувеличение властных полномочий для установления того же политического равновесия.
Сложившиеся в США в 70-е - в конце 90-х гг. положение позволяет сделать вывод, как отмечают многие последователи, что США переживают длительные и серьезные политические трудности. Снаружи это выглядит как кризис института исполнительной власти. Если же обнажить корни, то обнаружится кризис всей политической системы США.
Таким образом, кризисность в отношениях исполнительной и законодательной власти это часть более общего процесса кризиса политической системы США. Исторические прецеденты Уотергейта и "Ирангейта", а также других кризисных явлений, позволяют говорить о фактическом создании с послевьетнамский период особого кризисно-восстановительного политического механизма в американской системе разделения властей. Этот механизм предназначен для пресечения косвенным путем тех, чаще всего связанных с нарушением закона, направлений деятельности президентской власти, которые прямо или только лишь в потенциале несут угрозу авторитаризма, т.е. серьезных нарушений баланса разделения властей в пользу исполнительной власти. Обратной стороной этого явления является угроза корпоративным интересам сенаторов и конгрессменов. Срабатывание данного механизма - довольно болезненное и даже отчасти рискованная мера для американской политической системы.
Однако само наличие такого кризисно-восстановительного механизма позволяет говорить о высокой политической эффективности американской системы разделения властей, о доминировании права и глубоких демократических традиций в ее функционировании. "Президент не выше закона", однако, и Конгресс не всесилен.
Таким образом, мы рассмотрели кризис института президентства в США и выявили, что его наличие зависит не только от конкретной личности данного президента, а от самой политической системы и ее устройства.
Исторические прецеденты Уотергейта и "Ирангейта", а также других кризисных явлений, позволяют говорить о фактическом создании с послевьетнамский период особого кризисно-восстановительного политического механизма в американской системе разделения властей. Этот механизм предназначен для пресечения косвенным путем тех, чаще всего связанных с нарушением закона, направлений деятельности президентской власти, которые прямо или только лишь в потенциале несут угрозу авторитаризма, т.е. серьезных нарушений баланса разделения властей в пользу исполнительной власти. Обратной стороной этого явления является угроза корпоративным интересам сенаторов и конгрессменов. Срабатывание данного механизма - довольно болезненное и даже отчасти рискованная мера для американской политической системы.
Список источников и литературы
Источники
Американская пресса о советско-американской встречи на высшем уровне в Москве в 1972 г. // Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) /Под ред. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. - М.: Владос, 1996. - 600 С.
Американские просветители. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М.,"Мысль"; 1968-69.-519 С.
Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей: Избранныестатьи с приложением документов. /Пер. Г. Фрейдин; ред. В.Л. Чалидзе. -BENSON. Chalidze Publications, 1992. - 327 С.
Декларация независимости. 4 июля 1776 г. // Американские федералисты; Указ. соч.
Декларация прав. //Американские федералисты: Указ. соч.
Конституция США. // Беррес Р. Документы американской революции. –М., Тверь: "Альба"; "Рос. экон. журн.", 1994. - 222 С.
Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении.-М.: Из-во "Новости"., 1992. - 440 С.
Никсон Р. Шесть кризисов. М.: "Мысль", 1995.
Статьи Конфедерации 1777. // Черниговский З.М. Хрестоматия по всеобщей теории государства и права. - М., 1996.
Советско-американская встреча на высшем уровне (Женева., 1986.) - М., 1986.
Рейган Р. Откровенно говоря. Статьи и речи. - М., 1990.
Рейган Р. Жизнь по-американски. - М., 1992 >.
Хант Г. Пошли нам сей день. // Самуилов С.М. Уотергейт: предпосылки, последствия, уроки. - М., 1991.
Литература.
"Американская модель": с будущим в конфликте: /Сб. под ред. Шахназарова К.М. - М.: Прогресс, 1984. - 254 С.
Американские президенты: 41 исторический портер от Дж. Вашингтона до Билла Клинтона (под ред. Ю. Хайдекинга). М.; Р.-на-Д.: "Зевс"; "Феникс", 1997.-636 С.
Американская цивилизация как исторический феномен восприятие США в Американской, Западноевропейской и русской общественной мысли./Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. - М: "Наука", 2001. - 495 С.
Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. Ставрополь, 1995.
Антонова Л.А. Промежуточные выборы в США: референдум по Клинтону//США –ЭПИ. 1994, №12. С.79-84.
Американское правительство: единство в многообразии. М.: Магистр.,1997.-355 С.
Боботов СВ. , Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США.-М.,1997.
Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт /Пер. с англ. - М.,1993.-811 С.
Веремьева В.М. Конгресс и Белый дом//США–ЭПИ. 1987, №10. С.74-78.
Ветлугин С.А. Сексуальные домогательства на работе: обзор законодательства и судебной практики США.// Юридический мир.-1999., №3. С. 26-32.
Вильсон В. Цели и задачи правительства. // Новое время. - 1994., с. 6.
Война В. Импичмент устному сексу: Клинтона судит последняя инстанция (США) // Новое время. - 1999., № 4.
Волкова Т.С. Свобода информации о деятельности исполнительной власти федерального уровня в США: правовой аспект. // Отечественный архив. - 1998., № 6. С. 94-101.
Всемирная история (под ред. И.Б. Поляка, А.Н. Маркова). - М., 2000.
Всемирная история в 10-ти томах. Т. 11. - М., 1977.
Всемирная история в 10-ти томах. Т. 12. - М., 1979.
Всемирная история в 10-ти томах. Т. 13. - М., 1983.
Геевский И.А. Мафия. ЦРУ. Уотергейт: Очерки об организованной преступности и политических правах в США. - 2-е изд. доп. - М: Политиздат., 1983.
Геевский И.А., Сегтунский Н.А. Американская мозаика.- М.,1991.
Герасимов Г. Шрам останется на лице Америки: конгресс начинает процедуру импичмента. // Новое время. - 1998., № 14.
Герасимов Г. Голое платье президента: 1998 г. войдет в историю США как год Моники. // Новое время. - 1998., № 52.
Гренвил Дж. История XX века. Люди. События. Факты. - М., 1999.
Гринстайн Ф. Американская партийная система и американский народ. / Пер. с англ. - М., 1990.
Гринстайн Ф. Личность и политика: Проблемы доказательства выводов и концептуализации. - М., 1991.
Гринстайн Ф.Личность и институт современного президентства. //Социально-политический журнал. - 1995., № 2.
Дай Томас Р., Хартен Зиглер Л. Демократия для элиты (Введение в американскую политику). - М.: Юрид. лит-ра., 1984. - 318 С.
Жинкина И.Ю. Зависит ли человечество от Моники Ливински? Личная жизнь американского президента и новый мировой порядок.//Независимая газета.-1998.- 13 февраля. С.6.
Замошкин Ю.А. Вызов цивилизации и опыт США: История, психология, политика. - М., 1991.
Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 и Конституции Франции 1791 г.: Сравнит, анализ. // Государство и право.-2000.-№12.-С. 80-84.
Иванов Р. Ф. Президентство в США. - М, 1999.
Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политики. - М., 1979.
Иванян Э.А. Ястребы войны. - М.: Поилтиздат., 1984.
Иванян Э.А. Рональд Рейган - Хроника жизни и времени. - М.: Мысль., 1991.-411 С.
Иванян Э.А. История США. М., 2004.
Игонин И.Н. Институциональные системы и их искажения.//Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки.- 2003, №5. С.39-51.
История США в 4-х т. (под ред. Севастьянова Г.) - М., 1983. Т.4.
Кареев Н.Н. Властелин Америки. - М., Политиздат., 1983.
Козенко Б.Д., Севастьянов Г.Н. История США. - Самара., 1994.
Кокорев А.А. "Ястребы" не унимаются. - М.: Молодая гвардия. - 1981. -239 С.
Корнилов Ю.Э., Шишкин Г.А. Кто правит Америкой. М.: Политиздат., 1986.-335 С.
Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президенты и Конгресс, законодательство. // Государство и право. - 1998., № 1.
Краткая история США. - М., 1993.
Крючкова О.В. Опыт и уроки американской демократии. // США: Экономика, политика, культура. - 1999. № 6. С. 103-106.
Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США. // Журнал российского права. - 2000. - № 12. С. 117-123.
Лёрнер М. Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992. Т. 1.
Лобанов В.В. Служба высших руководителей в США. // Государство и право. - 1996., № 6.
Лосев С.А., Петрусенко В.В. Западня на Потомаке: Подъем и падение P.M. Никсона. - М., 1987.
Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США)// Государство и право. - 1999., № 3. С. 82-90.
Манаков A.M. Апостолы двуликого Януса: Очерки о современной Америке. - М., Политиздат.,1986.
Мирошникова В.В., Мирошникова Д.С. 100 знаменитых политиков.-Харьков:"Фолио",2002.-511.с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14