Таким образом, в современной научной экономической и юридической литературе существует множество различных определений коррупции. Если попытаться немного обобщить определение коррупции, которые используют иностранные и отечественные источники, то коррупцию можно свести к следующим определениям:
- "преступная деятельность в сфере политики или государственною управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением)";11
- "подкуп, продажность общественных и политических деятелей, работников государственных органов управления.
11 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 320.
Коррупция означает злоупотребление служебным положением, прямое использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения"12;
- "коррупция включает в себя злоупотребление властью (полномочиями) или позицией власти (должностью, наделенной полномочиями) ради преследования своих личных целей"13.
В Законе РК от 2 июля 1998 г. "О борьбе с коррупцией" под коррупцией понимается "не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".14 При этом казахстанские эксперты отмечают, что законодательство Казахстана понятие "коррупция" трактует несколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, говорят они.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем" (Россия) указывается, что "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стороны стараются скрыть свои действия".
Россия, в отличие от других стран СНГ, только сейчас, но очень тщательно и неспешно разрабатывает законопроект "О противодействии коррупции", который предусматривает ряд жестких мер, направленных на эффективную борьбу с коррупцией в государственных и других структурах. Основные понятия, используемые в законопроекте, включают в себя общепризнанные международные характеристики. При его разработке использовались такие известные конвенции Совета Европы, как "Об уголовной ответственности", "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию", "Об организации экономического сотрудничества и развития", "О подкупе иностранных должностных лиц при заключении коммерческих сделок".
12 Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 81.
13 J.S. Nye. Corruption and Political Development; A Cost-Benefit Analysis//American Political Science Review. – 61. – P.P.417, 419.
14 Нормативные акты. Указ Президента РК "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией". Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией". - Алматы: ТОО "Аян Эдет", 2000. - С.19.
Самое главное в законопроекте - определение понятия "коррупция". В данном случае коррупция не отождествляется только с действиями по даче и получению взяток (в отличие от предыдущих определений или от определения коррупции в казахстанском законе "О борьбе с коррупцией"). В новом российском проекте под коррупцией также понимается "поиск, установление и поддержание коррупционных отношений юридических и физических лиц с целью Достижения личных либо коллективных целей".15
Нам представляется, что такое расширительное понятие "коррупция" является очень важным и ценным дополнением, поскольку оно предполагает более широкое использование антикоррупционной законодательной базы. Кроме того, по логике вещей, если под коррупцией понимать только дачу и получение взятки, то борьба сводится только к одноразовым акциям. Если понимать коррупцию как систему действий: поиск, установление и поддержание коррупционных отношений, то речь идет о борьбе против самой коррупционной системы, которая сама воспроизводит коррупцию.
Впервые в российской законодательной практике физическим лицам и организациям, независимо от формы собственности, предоставляется возможность требовать возмещения убытков, причиненных коррупционными действиями. Таким образом, проблема переносится из чисто уголовного и административного поля в экономическое.
Как видим, существует значительное разнообразие точек зрения на определение коррупции, что свидетельствует о сложности этого явления. Поэтому мы ссылаемся на определение коррупции, принятое в документах ООН и Совета Европы: коррупция - это "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп"16. При этом коррупцию нельзя сводить только к даче и получению взятки, хотя эксперты США оценивают объем международного взяточничества в 1998 г. в 30 млрд. долларов (и это только по 60 крупным международным сделкам, которые ими анализировались).
Коррупция может иметь различные завуалированные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования, например, лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных группировок и т.д.
Таким образом, коррупция, на наш взгляд, как социально-экономическая категория выражает поиск, установление и поддержание коррупционных отношений, складывающихся между должностными лицами и физическими и юридическими лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб третьей стороне (обществу, государству, фирме).
15Гордиевский А. Одним законом тут не обойтись! /Assandi-Times. - 2002. -№8 от 06.12
16 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 101.
1.2. Коррупция: исторический ракурс
Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной или хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица, как правило, государственного чиновника, появляются большие возможности распоряжения ресурсами (природными, материальными, денежными, финансовыми, информационными, технологическими и другими). В результате чего он часто принимает решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных, корыстных побуждений. В историческом ракурсе это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в 111-11 тысячелетиях до н.э., что подтверждается найденными археологами и историками религиозными и литературными источниками: сборниками, сводами законов, нормативными актами, правилами (кодексами) поведения, другими письменными источниками.
Как свидетельствует сохранившиеся письменные источники уже в Древнем Египте люди знали, что такое коррупция. Наиболее цинично она проявлялась среди представителей административных органов (жрецов) и своеобразно описывалась в криминальных хрониках тех лет. Известный египтолог П. Монте, изучая период династии Рамсесов, отмечает: "Гробницы фараонов и частных лиц вначале привлекали только работников каменоломен, каменотесов и ремесленников. Но вскоре к их шайкам присоединились мелкие чиновники храмов и самих некрополей, а также низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой был жрец Пенунхеб и его четыре священнослужителя - Хапиур, его сын Пансем, Семди и Панхар, ухитрились снять ожерелье со статуи Нефертума, посвященной великому богу - фараону Усерма-атра-Сетепенра. Другая шайка, в которой были жрецы, писца, погонщики волов, ограбила "дом золота" фараона Усермаатра-Сетепенра. Жрец Кер и четверо его собратьев наведывались сюда и уносили золото, которое обменивали в городе на зерно. Однажды один из соучастников, пастух, затеял с ними ссору: "Почему вы мне даете так мало?" Купив золотого быка, они отдали его пастуху. Но писец царских документов Сетимес, услышав перебранку между жрецами и пастухом, сказал им: "Я пойду и доложу верховному жрецу Амона!" Жрецы поняли с полуслова. За две вылазки в гробницу они вынесли четыре с половиной кита золота и этим купили молчание писца царских документов".
Эта, по сути своей, криминальная сцена из жизни древнеегипетского общества дала возможность Монте сделать следующий вывод: "Пример был подан сверху, и маленькие люди с маленькими средствами последовали ему, тем более, что в эти смутные времена жизнь неимоверно вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото и серебро"17.
Там же, в Древнем Египте гераклеопольский царь поучал своего сына Мерикара: "Возвышай своих велымож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается" ("Поучение гераклеопольсксто царя своему сыну Мерикара", XXII в. до н.э.). В Ветхом Завете говорится: "Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот" (Библия, Ам., 5:12).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27