60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.
61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.
Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наиболее серьезных и наименее осознанных проблем современности называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из экономик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи природных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62
Что касается государственных чиновников, имеющих распределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выживания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяйствование во благо народа, делегировавшего им эти самые права управления, редко кто из них всерьез задумывается о "народном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валютные поступления) присваивает местная элита в силу занимаемых государственных постов. Но речь должна идти о справедливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классической политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство властителя сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспотического строя. Стабильный приток денежных средств продлевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Центрально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экспорта природных ресурсов, считая, что население страны необходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспитание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потребностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64
62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.
63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.
64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373.
Известно, что классическая теория предполагает следующее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, капиталу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспределительные процессы, направленные на обеспечение равновесия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или должность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обязана содержать или материально поддерживать тех людей, участие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во многом ослабит давление коррупции.
Несправедливое распределение доходов приводит к безработице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Римский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для остального населения этот выбор оказывается несвободным, продиктованным чужой волей. Происходит явное (иногда сознательное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологическим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, определенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестабилизацию в обществе.
Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых политических и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к новому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преобразований в странах Центрально-Азиатского региона, их направленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общественных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.
Один из оригинальных методов решения проблемы коррупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят национальным правительствам принимающих стран. Сорос считает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырьевую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпированные правительства стать более открытыми для собственных граждан.
Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономического равенства, совместимого с демократией, всем демократиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом программ, имевшим целью содействовать равенству и предотвращать неравенства"65.
Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономиках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уровень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпринимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и прежде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, несмотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях.
Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положительные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия коррупции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь нескольким африканским странам.
В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, английский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казахстана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, режим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уникальный человеческий капитал, потерянным шансом стать современным промышленно развитым демократическим государством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недовольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократические режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66
3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран
Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтяных доходов и богатства тесно связаны с характером политического режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возможности наживать больше денег, поскольку накопленное богатство открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохранить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротивления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ресурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппозицией в данном случае особо не церемонятся. События последних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27