Рефераты. Королевство Нидерландов






46

53

53

   Сырьевые материалы

14

15

17

18

   Минеральное топливо

52

23

23

21

   Химические продукты

37

41

41

45

   Машины и оборудование

28

42

51

53

   Промышленные товары

46

57

60

61

   Транспортное оборудование

8

14

14

14

Доля стран ЕС, %

73

77

74

73

Индекс цен (1985 г.-100)

Импорт

100

82

75

76

Экспорт

100

82

75

76

Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются судостроение (особенно в области специализированных судов), электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса.

Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется отставание в области высоких технологий, научных разработок и интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6-го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю, как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды поднялись с 14-го на 11-е место в мире.

3.2     ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

3.2.1     ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики:

·      прямое и косвенное субсидирование экспортеров;

·      кредитование экспорта;

·      страхование экспорта;

·      содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;

·      содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией;

·      внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках;

·      моральное поощрение экспортеров.

Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов.

В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций, военного оборудования.

Важным средством государственной поддержки экспорта является также страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми институтами.

Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.

Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному контролю.

Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать, хранить, добывать и продавать.

Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".

Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.

В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката.

3.2.2     ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕС И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Подавляющее большинство государств мира руководствуются в своей таможенной политике принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и конвенциями, заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ является осуществление свободной торговли товарами в мировом масштабе. В настоящее время ведутся переговоры о распространении положений ГАТТ на торговлю услугами.

Важнейшим требованием является предоставление всем странам - членам ГАТТ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает, что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны, должны предоставляться условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из любой другой страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной торговли в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном снижении таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному международному товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их постепенную унификацию.

Основные принципы унификации национальных таможенных систем разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г. введена в действие Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Страны-члены СТС осуществляют классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с утвержденной данной конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе которой составлены национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97 товарных групп, 1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает присвоение каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими ее странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется Комбинированная номенклатура с восьмизначным кодом. Отдельным странам-членам ЕС при ее введении было разрешено классифицировать товары более подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия использует 9-значную товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака идентичную Комбинированной номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является нулевым, что оставляет в дальнейшем возможность более детальной классификации.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.