Рефераты. ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда






p> Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами- учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до
1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в
ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань,
Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования
ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на
Россию. (Более подробно см. информационно-аналитический материал "О ходе присоединения России к ВТО").

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены
ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в
Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;

- Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.


О ходе присоединения России к ВТО

Цели и задачи присоединения. В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО.

Главная задача России на переговорах - получение условий членства в
ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:
- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
- развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры российского экспорта;
- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил
ВТО.
Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:
- создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;
- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;
- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли.

История развития процесса присоединения. В середине 1992 г. Российская
Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации вручил Генеральному директору ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам
ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия
Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Передача в Секретариат
ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской
Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к
ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России присоединиться к этой организации.

В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания
Правительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью данной задачи основные подходы по присоединению России к
ВТО определяются решениями Правительства Российской Федерации.

Ход переговорного процесса .Сразу после подачи заявки о намерении
Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по оформлению членства России.

Было проведено девять заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО, даны ответы на более чем 2500 вопросов вопросников стран-членов и
Секретариата ВТО по внешнеторговому Меморандуму, подготовлены законодательные акты и справочно-нормативные документы. Процесс присоединения России не сводится лишь к деятельности в рамках Рабочей группы. Двусторонние консультации с заинтересованными странами-членами ВТО проходят не только в период проведения заседаний Рабочих групп в Женеве, но и в Москве. Проведены серии консультаций по всей проблематике ВТО с делегациями США и ЕС.

В соответствии с Постановлением Правительства России №1072 от 28 августа 1997 г. была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации. В настоящее время в рамках этой
Комиссии задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, других органов государственной власти.

В 1998 году в Москве прошли двусторонние тарифные переговоры с делегациями Японии, ЕС, США и Канады. В ходе данных встреч обсуждались российские тарифные предложения, а также смежные вопросы, связанные с доступом на рынки товаров. В Женеве была проведена серия тарифных переговоров с Норвегией, Пакистаном, Швейцарией, Чехией и Словакией. прошли встречи с представителями Новой Зеландии, Вьетнама. Также российская сторона провела на двух- и многосторонней основе серию консультаций по вопросам присоединения к ВТО с государствами-участниками Таможенного Союза
(Белоруссия, Казахстан, Киргизия), а также с Украиной и Молдовой.

В мае 1998 г. российская делегация приняла участие во второй
Министерской Конференции ВТО в Женеве. На данном форуме, который является высшим органом этой международной организации, подводились итоги пятидесятилетней деятельности системы ГАТТ/ВТО.

Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России. Заявить о своем вступлении в ВТО гораздо легче, чем реально стать его членом. Для этого надо решить две проблемы - таможенных тарифов и технических барьеров. Если с тарифами Россия справляется, то технические барьеры в торговле - действительно большое препятствие.

Соглашение о технических барьерах торговли (ТБТ) касается нескольких проблем. Речь идет о стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия. Применение международных стандартов является непременным условием для всех членов ВТО. Это, в частности, означает, что, принимая в стране свой стандарт или правила оценки соответствия, необходимо прежде узнать, существует ли аналогичный международный документ. И если он действует, то в своей практике страна обязана использовать его, а не разрабатывать собственный. Причем гарантию выполнения этого документа дает правительство страны, входящей ВТО.

Еще один важный принцип соглашения о ТБТ - нотификация, или уведомление. Если страна решила разрабатывать свой собственный технический стандарт или регламент, она обязана уведомить об этом секретариат ВТО.
Кроме того, любое из входящих в ВТО государств может потребовать у другой страны предоставить ей информацию об этих разработках, а затем выслать ей свои комментарии к ним. Разработчик обязан учитывать эти замечания.

Для страны - члена ВТО обязательно также следование принципу пропорциональности. Если страна хочет защититься от какого-то риска, то принимаемые меры должны быть адекватны. Члены ВТО не терпят дискриминации в торговле. Страна должна относиться к импортеру, как и к собственным производителям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.