Рефераты. Дефицит государственного бюджета






Основные характеристики законопроекта уже подготовлены.

Концептуально разработка бюджета-98 осуществляется исходя из основных направлений финансовой политики, определенных в послании президента Федеральному собранию. Это - увеличение собираемости налогов, реструктуризация расходной части, радикальное сокращение дефицита и упорядочение бюджетных процедур. При этом главная задача правительства сделать бюджет будущего года открытым и реальным, таким образом, чтобы он стал звеном трехлетнего финансового плана государства по выводу страны на рубежи давно обещанного экономического роста.

Таблица 51.

Основные показатели федерального бюджета

на среднесрочную перспективу (в % к ВВП)


1997*

1998

1999

2000

Доходы

13,0

12,7

12,8

13,0

Расходы

18,4

17,3

17,2

16,5

Дефицит

5,4

4,6

4,4

3,5

Первичный дефицит

0,4

0,2

0,0

-0,5

* - с учетом секвестра


За отправную точку "честности" бюджета-98 берется эффект, который произведет принятие Налогового кодекса. Реальность бюджета-98 зависит именно от принятия Думой Налогового кодекса в 1997 году. В случае, если кабинет не найдет в полной мере поддержки депутатов, начнет рушиться вся конструкция бюджета, причем, вычленением из кодекса нескольких базовых положений и их срочным принятием в качестве законов исправить положение вряд ли удастся.

Жесткая увязка законопроекта с НК объясняется следующим образом: это обеспечит снижение налоговой нагрузки по платежам во все уровни бюджетной системы более чем на 50 трлн. рублей1. В случае принятия НК улучшится и структура доходов: вводится налог на капитал, снижаются акцизы, на 10 процентов возрастает доля налога на добавленную стоимость, на 60 процентов сокращается доля налога на прибыль2.

Такое перемещение нагрузки с одних налогов на другие объясняется просто – вырастут ставки тех, которые лучше собираются. Как заявляют правительственные экономисты, при последовательном проведении мероприятий, предусмотренных налоговой политикой, объем доходов федерального бюджета за счет увеличения платежей возрастет к 2000 году до 13 процентов3.

Две другие основополагающие идеи, заложенные в финансовом законе – это сокращение дефицита бюджета и создание четкой структуры расходов. Общий объем внутренних источников для финансирования дефицита федерального бюджета в 1998 планируется практически на уровне этого года - 97,4 трлн. рублей4. Правда, несколько меняется структура: существенно возрастает удельный вес "длинных" государственных обязательств. За счет же внешних источников, главным образом "несвязанных" кредитов, предполагается получить более 9 млрд. долларов5.

А вот расходы подвергнутся значительной реструктуризации. Приоритетные направления расходов уже выделены: погашение бюджетной задолженности, военная реформа, здравоохранение, культура, искусство, судебная система. Принципиальной и, без преувеличения сказать, стратегически важной проблемой является финансирование государственного долга. Дело в том, что в последние годы расходы на его обслуживание растут довольно быстро. Так, согласно оценкам Минфина, в 1998 году этот показатель достигнет 15-18 процентов объема всех бюджетных расходов, а при сохранении такой тенденции к 2000 году - уже 25 процентов1. Опасность состоит в том, что если страна так и будет перекладывать отдачу долгов на следующие годы, то очень скоро государство попросту станет банкротом. Поэтому не только в следующем году, но и в среднесрочной перспективе предполагается проводить политику постепенного сокращения дефицита федерального бюджета (согласно прогнозу, при выполнении запланированных мер, этот показатель уменьшится с 5,5 до 4,6 процента в 1998 году и до 3,5 - в 20002) и постепенно улучшать структуру источников его финансирования.

В целом не стоит забывать, что бюджет представляет собой изложенную в цифрах программу кабинета по решению задач в политической, экономической и социальной сферах. А раз среднесрочная цель - достижение экономического роста, тогда стоит оценить, насколько проект бюджета на следующий год действительно тому поспособствует.

Заложенная в его концепции ориентация на снижение общего уровня дефицита бюджета, несомненно, позволит уменьшить долю участия государства на финансовом рынке, а значит обеспечит дальнейшее падение доходности по государственным ценным бумагам. При этом срок обращения бумаг будет увеличиваться, и тем самым нагрузка на бюджет снизится. По расчетам Министерства экономики, политика сокращения объема внутренних заимствований как раз и будет стимулировать отток высвобождающихся финансовых ресурсов в реальный сектор.

Однако, как утверждают независимые экономисты, заложенный в бюджет-98 уровень инфляции в 5 процентов - нереалистичен. Это, скорее, напоминает социалистическое планирование "с потолка". Более того, как утверждают в оппозиционных кругах, бюджетный курс правительства заведомо провален еще и потому, что он опирается на Налоговый кодекс: очевидно, что за один год фискальный климат не изменится, а потому доходная часть изначально невыполнима. А потому улучшение экономической ситуации вновь окажется только продекламированным.

Правительственные же чиновники заявляют, что макроэкономические предпосылки для роста производства уже сформировались и препятствий для того, чтобы страна вступила в режим хозяйственного подъема, на сегодняшний день - только два. Это отсутствие Налогового кодекса и беспорядочное функционирование капитала. Наведение порядка на рынке капитала по большей части может начаться с принятия реального бюджета-98. Только вот без полноценной налоговой реформы, даже с помощью НК, последнее сделать не удастся.

Как отмечают специалисты, данный проект бюджета-98 отличается от предыдущих своей реалистичностью, и по своим характеристикам близок к секвестрированному (скорректированному) бюджету-97.  Думские эксперты отмечают реальность его доходной и расходной базы. Однако, никакой эйфории по этому поводу никто не испытывает, так как даже само Правительство не ожидает в следующем году увеличения сбора налогов.  И можно сказать, что впервые стране предлагается бюджет экономического роста, бюджет будет жестким, потому что правительство хотело сделать бюджет абсолютно реальным.   Бюджет предусматривает рост производства не менее чем на 2 процента, однако это “минимальная цифра”.  Произойдет также дальнейшее снижение инфляции (до 5 процентов в год), по сравнению с прошлыми годами сокращен объем дефицита бюджета.  Впервые планируется отказ от получения части кредитов Международного валютного фонда, так как уже нет нужды в этих заимствованиях.  В бюджете выделено несколько приоритетов. Это, прежде всего, реформа армии: бюджет предусматривает существенный рост расходов на оборону, причем, отдельной строкой прописаны расходы на финансирование реформы. Другой приоритет - здравоохранение, расходы на которое вырастут примерно на 25 процентов. Существенно повысились также расходы на культуру (на 15 процентов), сохранив на прежнем уровне ассигнования на социальную сферу.

Вместе с тем взгляд на бюджет из думских кабинетов осторожнее. Характеризуя внесенный в Госдуму бюджет на 1998 год, представители бюджетного комитета Думы отмечают , что его исполнение “реально”.  Однако, его прохождение в Госдуме будет существенно сложнее, чем в прошлом году, поскольку Дума должна будет согласиться со снижением общей суммы расходов на 100 трлн. рублей. Вероятнее всего, Госдума не возвратит данный вариант бюджета в Правительство, поскольку все представленные к нему сопроводительные документы соответствуют действующему законодательству.

Но следует отметить и недостатки бюджета. Так, например, реальный бюджет-98, по-прежнему, как и в предыдущие годы, страдает неудовлетворительной структурой расходов, основные приоритеты в области финансирования отданы национальной обороне (80 трлн.) и правоохранительной системе (44 трлн.)1.  В бюджете-98 по сравнению с бюджетом-97 сокращены расходы на сельское хозяйство (с 16 до 6,6 трлн.), промышленность, строительство, транспорт и энергетику (с 43 до 24 трлн.)2.  И хотя сокращение расходов на поддержку отраслей народного хозяйства (сельского хозяйства и промышленности) является оправданной мерой с учетом реально действующего малоэффективного механизма использования этих средств, однако высвобождаемые при этом бюджетные средства направляются преимущественно на финансирование силовых ведомств, а не на социальные нужды.  Так, доля расходов на национальную оборону в общих расходах бюджета увеличена с 16,2 процентов в бюджете-97 до 16,9 процентов в бюджете-98, а доля расходов на правоохранительную деятельность возрастает с 8,2 процентов в 1997 году до 9,3 процентов в бюджете 1998 года1. Несмотря на увеличение государственных расходов на здравоохранение (до 8,4 трлн.руб.  по сравнению с ожидаемой оценкой исполнения бюджета-97 году - 7,7 трлн.руб.) и на культуру и искусство (до 3,1 трлн.руб.  против 2,4 трлн.  руб.), Правительство не выделило приоритетные направления, на которые будут расходоваться эти средства2.  Вместе с тем, и это положительный момент, как отмечают думские эксперты, в отличие от бюджета-97, ужесточен порядок возврата бюджетных средств, и государственные деньги на инвестиции негосударственным предприятиям будут выделяться только при условии получения эквивалента в виде акций этих предприятий.  Размер дефицита снижается по сравнению с ожидаемым исполнением в 1997 году и остается примерно на уровне плана 1997 года - 4,8 процента от ВВП3.


Заключение


Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о кризисе бюджетной политики, проводимой в России на уровне как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Причем основной проблемой как российской бюджетной политики, так и бюджетной политики других стран является дефицит государственного бюджета.

Основные проблемы таковы:

n   начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться , дефицит российского федерального бюджета до сих пор имеет постоянную тенденцию к росту;

n   экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, а значит и  систему бюджетов, поэтому сегодняшние тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием бюджетного кризиса;

n   несбалансированность государственных доходов и расходов связана, в основном, с падением объемов производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской Федерации является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.


Литература


1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экон. теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”,1994. - 384 с.: ил.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.

3. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во “Феникс”, 1996. - 608 с.

4. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 632 с.

5. Бобылев Ю. Промышленный спад и структура производства // Экономист. - 1996. - №12, с. 35-39.

6. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. - 1996. - №6, с. 100-109.

7. Большаков С. Финансовая политика в условиях кризиса // Финансы. - 1993. - №2, с. 12-15.

8. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. - 1996. - №10, с. 23-33.

9. Илларионов А. Теория “денежного дефицита” как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. - 1996. - №12, с. 40-60.

10. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. - 1996. - №11, с. 3-14.

11. Комментарий к бюджетному законодательству // Право и экономика. - 1996. - №23-24, с. 4-30.

12. Крылов Т.З. Бюджетный процесс и бюджетный календарь в США // Финансы. - 1996. - №11, с. 56-66.

13. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. - 1994. - №4, с.71-76.

14. Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год // Экономист. - 1996. - №11, с. 15-23.

15. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист. - 1996. - №7, с.69-78.

16. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям // Вопросы экономики. - 1996. - №1, с.111-115.

17. Степанов Ю., Еремина Т. Проблемы финансовой стабилизации, неплатежи // Экономист. - 1996. - №9, с. 23-31.

18. Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. - №1, с. 77-90.   

19. Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год” // Российская газета. - 1997. - 4 марта.

20. #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. – с.58.

1 Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. – с.58.

1 Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. – с.58.

1 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - с.59.

1 Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год” // Российская газета. - 1997. - 4 марта

1 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.22


2 Там же. – с.22.

3 Там же. – с.22.

1 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.22


1 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - с.276


2 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. - с.276

1 А. Илларионов. Теория “денежного дефицита” как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. - 1996. - №12. - с.40


1 Е. Строев. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. - №1. - с.77

2 Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год. // Экономист. - 1996. - №11. - с.15

3 Там же. – с. 15.

4 Там же. – с. 15.

1 #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">1 #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[2] Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. - №1. - с.79

[3] Там же. - с.79

1 Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год” // Российская газета. - 1997. - 4 марта

2 Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. - 1997. - №1. - с.79

3 Там же. – с. 79.

4 Там же. – с. 79.

1 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. - 1996. - №11. - с.8

2 Там же. – с. 8.

3 Там же. – с. 8.


1 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. - 1996. - №11. - с.8

1 #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">1 #"_Hlt402859187"> Е. Кравченко. Бюджет-98 жестко увязывается с налоговым кодексом.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

1 #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">2 Там же.

1 #"_Hlt402782951"> Парламентская осень-98: бюджетные ожидания


2 Там же.

1 #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">2 Там же.

3 Там же.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.