Рефераты. Дефицит государственного бюджета






2,3

223,4

14,9

685,3

31,6

Справочно:    темпы прироста реального ВВП, %

             6,2

               6,3

             1,9    

            2,0

             - 4,1

               4,3

            - 9,2

             - 6,0

 * В среднем за период

Источник: расчеты МЭА по данным МВФ, Госкомстата РФ и ЦБР

На сегодняшний день федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии, прежде всего по исполнению его доходной части. Объем налоговых поступлений к ноябрю 1996 года составил 57,7% бюджетных проектировок1. Закон Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1997 год” составлен в расчете на следующие макроэкономические параметры: объем ВВП предполагается быть в сумме 2727,0 трлн. руб. (рост ВВП на уровне 101% его величины в 1996 году), при этом ожидается рекордно низкая за последние годы инфляция - 0,8% в месяц и рост валютного курса рубля на уровне 4 - 5%, что в реальном выражении должно составить 5560 руб. за доллар США в среднем за год2.

Иначе говоря, Правительство вновь ориентируется на оптимистический прогноз развития экономики страны в 1997 году. В определенной степени он со- ответствует некоторым тенденциям последних месяцев 1996 года. В частности, это касается сокращения темпов инфляции, которое в мае прошлого года составило 1,6%, в июле - 0,7%. Фактический темп инфляции в июле равен 1,2%3.  Кроме того, наблюдается определенная стабилизация обменного курса рубля. Однако необходимо иметь в виду, что эти процессы протекают на фоне сокращения объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства, замедления скорости обращения денег, ухудшения финансового состояния предприятий. Не снизились также процентные ставки до уровня, обеспечивающего доступность кредитов для инвестирования реального сектора как необходимого условия для выхода из депрессии и начала оживления экономики.

В результате за первое полугодие прошлого года объем ВВП уменьшился (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом 1995 года на 5% (в то время как прогнозом намечался его рост), а объем промышленного производства на 4%4. При этом в мае - июне 1996 года статистика зафиксировала возрастание темпов промышленного спада по отношению к предыдущему году.

Современная ситуация в сфере государственных финансов сегодня в России характеризуется прежде всего тенденциями нарастания бюджетного кризиса. Основные предпосылки бюджетного кризиса в России были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и постепенно все более четко проявлялись через бюджетную систему по мере нарастания общего экономического кризиса.

Бюджетный дефицит - это сумма превышения расходов федерального

правительства над его доходами в каждый данный год.

Экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, бюджетов. В связи с реальной ситуацией, сложившейся в экономике на сегодняшний день, все рассуждения и предложения о “формуле” бюджетного устройства, оптимальной налоговой системе и повышении ее стимулирующей роли неизбежно будут носить и носят абстрактный, умозрительный, беспочвенный характер.

Снижение ежемесячных темпов инфляции на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счет инфляционных доходов. Именно по этому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции. Кроме того, налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Критическое состояние доходной базы бюджета усугубилось и тем, что структура расходов, зафиксированная в Законе о бюджете на 1996 год, была резко перекошена в первом полугодии, поскольку в результате ряда решений Правительства в период предвыборной компании, носящих явно политический и конъюнктурный характер, была нарушена сбалансированность экономической политики.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики в России является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, населения и предпринимателей.



3.2 Анализ динамики бюджетного дефицита в России

в период 1995 – август 1997 г.

 

Результаты исполнения федерального бюджета за период 1995 год – август 1997 года представлены в таблице 2.

Таблица 21

Исполнение республиканского бюджета России (в % ВВП)




1995 год

1996 год

1.02.97

1.03.97

1.04.97

1.05.97

1.06.97

1.07.97

1.08.97*

Доходы















Налог на прибыль

2,47

1,44

0,59

0,67

0,88

1,13

1,30

1,29

1,17

Подоходный налог

0,2

0,23

0,20

0,20

0,17

0,12

0,12

0,10

0,09

Налог на добавленную стоимость, спецналог и акцизы

5,81

6,74

4,21

4,57

5,44

6,30

6,64

6,28

5,98

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1,46

1,01

0,55

0,71

0,83

0,86

0,88

0,93

0,93

Прочие налоги, сборы и платежи

0,34

0,28

0,15

0,37

0,22

0,23

0,25

0,14

0,22

Итого налогов и платежей

10,28

9,70

5,70

6,52

7,54

8,64

9,19

8,74

8,39

Неналоговые доходы

3,4

2,80

1,59

1,91

1,35

1,57

1,54

1,55

1,29

Всего доходы

13,68

12,50

7,29

8,43

9,22

10,20

10,73

10,29

9,46

Расходы





 







 





Государственное управление

0,27

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.