Рефераты. Реституция






летописца Полибия написать такие слова: ” Я надеюсь, что будущие

завоеватели научаться не разорять покоряемые ими города, что они будут

воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других

народов”.

Но подвергалось разграблению не только одна Греция. Вся

завоевательная политика Древнего Рима сопровождалась военными походами,

разграблением порабощенных народов, вывозом культурных ценностей. Таким

образом, еще в древности был выработан один из основных законов войны,

дававший право победителю на разграбление побежденного народа и вывоз

военных “трофеев” из порабощенной страны. Закона или правила,

противодействующего этим действиям тогда не было и быть не могло. Вывоз

культурных ценностей из завоеванных стран был верхом доблести, знаком

унижения и порабощения народа, а потому не мог быть признан неправомерным,

т.к. в то время действовал “закон сильного”.

Однако завоеватель не долго ликовал, т.к. он в свою очередь

подвергался набегам со стороны других народов и культурные ценности,

завоеванные им, в любой момент могли перекочевать к другим захватчикам,

ничем от первых не отличающихся. В этой связи я хочу привести один пример,

свидетельствующий с одной стороны именно о такого рода перемещениях

культурной ценности, а с другой - о сложности дальнейшего рассмотрения

вопроса о реституции этой культурной ценности. В XII веке новгородцы,

направляясь в древнюю столицу Швеции Сигтуну, повстречались ладьями эстов

(древних предков эстонцев) и узнали, что те ограбили и сожгли Сигтуну.

Новгордцы атаковали ладьи эстов и отобрали большую часть их добычи, в том

числе и церковные литые врата. Последние были торжественно установлены в

Новгороде, в храме Святой Софии. Однако, самим шведам эти ворота достались

также в качестве трофея после ограбления города Аахена (Бремена).[20]

Средние века лишь продолжили и развили обычай разграбления

завоеванных стран. Крестовые походы христианских государств Европы против

“неверных” продолжающихся 174 года (1096-1270) принесли его участникам

богатую добычу, среди которой было много произведений искусства восточных

народов. В средние века ограбление дворцов и храмов в захваченных странах

рассматривалось как законное право победителя. Так было, например в 1527

году, когда войска императора Карла V варварски разграбили Рим. Это

разграбление вошло в историю под названием “Сакко ди Рома”.

Другой пример: накануне взятия Праги шведскими войсками, королева

Швеции Кристина напомнила своим полководцам, чтобы они непременно захватили

сокровища искусства, хранившиеся в Гродганах, близ Праги. Высочайшее

пожелание было выполнено. Вниз по Эльбе поплыло в Швецию несколько судов, в

трюмах которых лежало более 1000 картин, скульптур, древних рукописей.

Таким образом, единственным правилом, сформировавшимся за историю

войн, ведущихся в древнем мире и средние века, было: ”Победивший всегда

прав, а следовательно имеет право на все”. Однако с этим были согласны не

все. Один из основателей международно-правовой науки Альберико Джентили

первым ставит вопрос о правовой защите предметов искусства в своей работе “

О праве войны” (1598 г.). Он в частности, восстает против их разграбления в

ходе войны.[21]

Другой известный юрист Эмер де Ваттель в книге “Право народов” писал:

” По какой бы причине не разорялась страна, на ее территории должны быть

сохранены строения, которые делают честь

человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, могилы,

общественные строения и сооружения выдающейся красоты”.[22]

Великая Французская Революция выдвинула идею охрану памятников культуры и

произведений искусства. Декретом Конвента от 1791 года впервые в истории

исторические культурные памятники объявляются всенародным достоянием, а

частные коллекции - национализируются.[23] Однако в период наполеоновских

войн начинается массовое и систематическое разграбление крупнейших мировых

образцов искусства и их вывоз во Францию. Приказ, изданный в Париже 18 июля

1794 года гласил, что все значительные произведения искусства должны

находиться “ради чести и прогресса искусства в руках свободных людей и там,

где они живут”. Нечто подобное выскажут и главные нацистские преступники на

Нюрнбергском процессе, обвиненные в хищении культурных ценностей. Более

того, существует еще одна параллель между разграблениями культурных

ценностей наполеоновской армией и гитлеровской Германией. И те, и другие

делали это планомерно и методично. Обворовывая Италию, германские

государства, Испанию, Египет, французская армия создала специальный штаб по

сбору и учету добычи во главе с Домиником Виван Денон.[24]

Войны, которые вел Наполеон Бонапарт сопровождались беспрецедентным

дотоле ограблением побежденных в виде огромных контрибуций и реквизиций или

просто открытого грабежа, которым занимались от простого солдата до

маршала. Так, наполеоновский генерал Сульт, руководя войсками в Испании,

охотился за редкими картинами Эль Греко и Веласкеса. Однако он не был ни

ценителем, ни знатоком искусства, эти картины его привлекали их ценой,

послужив источником его обогащения.

После разгрома наполеоновской армии при Ватерлоо и проведении

Венского конгресса (сентябрь 1814 года - июнь 1815 года) часть награбленных

произведений искусств вернулась к прежним хозяевам. Мы уже говорили о

фигурах коней, снятых с собора на площади Святого Марка в Венеции. Трудные

переговоры вел итальянский скульптор Канова о возврате из Франции в Италию

таких шедевров как “Умирающий гладиатор”, “Аполон Бельведерский”, “Венера

Медичи”.

На протяжении всего XIX века начинает постепенно формироваться норма

обычного международного права о реституции имущества, незаконно изъятого и

вывезенного одним государством с оккупированной территории другого. принцип

реституции культурных ценностей (некоторых архивов и ценностей),

захваченных во время войны находит отражение в текстах ряда мирных

договоров. Этот принцип соблюдается в той или иной мере (либо официально

ставится вопрос о его соблюдении) в большинстве войн, ведущихся в XIX веке:

Крымская война 1855 - 1856 годов, русско-турецкая война 1877-1878 годов,

франко-прусская война 1870-1871 годов.

В 1899 году на мирной конференции в Гааге были кодифицированы обычные

нормы, регулирующие законы и обычаи войны. На 2-ой мирной конференции в

Гааге в 1907 году конвенции были доработаны и вошли в историю как Гаагские

конвенции о законах и обычаях войны. На институт реституции культурных

ценностей эти конвенции повлияли непосредственным образом, о чем мы

поговорим в следующей главе.

Правовое закрепление правила о реституции получили и в системе мирных

договоров, заключенных после окончания первой мировой войны. Эти правила

говорили о реституции имущества, но в некоторых случаях обговаривались и

конкретно-культурные ценности.

Так, ст.238 Версальского договора (1919 года) предусматривала возвращение

Германией “живого инвентаря, всякого рода предметов и забранных,

захваченных или секвестированных ценностей в тех случаях, когда будет

возможно опознать их на территории Германии или на территории ее

союзников”, а ст.126 Нейского договора обязывала Болгарию провести розыск и

возвратить все “документы и архивы, и все предметы, представляющие

археологический, исторический или художественный интерес, которые во время

войны были вывезены с территорий оккупированных стран” (Греция, Румыния,

Сербия).

Польский юрист С. Нахлик, анализируя нормы Парижских мирных договоров

1919 года, отмечал следующие особенности:

1) они не ограничиваются ликвидацией последствий только первой мировой

войны. Требования о возврате культурных ценностей касались претензий,

относящихся к более отдаленным срокам;

2) впервые предусматривалась реституция не путем возврата тех же ценностей,

а путем замены их аналогичными. Этот принцип был применен в отношении

обязательства Германии вернуть университету в Лувене (Бельгия) рукописи,

инкунабулы, печатные книги и объекты коллекции, соответствующие по числу и

ценности объектам, уничтоженной Германией в библиотеке Лувена[25];

3) В ряде случаев предусматривалось возвращения определенных объектов в то

место, с которым они были традиционно связаны.

Таким образом, к началу XX века постепенно в международном праве

сформировался институт реституции. На это указывают международные

документы, принятые в это время, а также объективные обстоятельства,

явившееся причиной развития этого института. Такими причинами были:

1) Вовлечение в вооруженные конфликты большое количество стран, приводящее

к разрастанию очага войны на большую территорию.

2) Использование в результате научно-технического прогресса в вооруженных

конфликтах более совершенной техники, способной нанести больше урона.

3) Совершенствование военной техники и разрастание вооруженных конфликтов

до мировых войн наносит непоправимый вред культурным ценностям стран,

вовлеченных в конфликт, что приводит к незаконному перемещению этих

культурных ценностей.

Все выше перечисленное можно в полной мере отнести и к ситуации,

сложившейся в ходе Второй мировой войны.

В ответ на попрание фашистской Германией всех правил ведения войны,

организацию разграбления оккупированных территорий, Правительства США,СССР,

Великобритании и других пятнадцати государств приняли декларацию от 5

января 1943 года, в которой говорилось, что правительства этих стран делают

предупреждение ”... что они намерены сделать все возможное для ликвидации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.