Рефераты. Реституция






прим.М.Ю.);

4) Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и

исторических мест;

5) Старинные предметы более, чем столетней давности, такие как надписи,

чеканные монеты и печати;

6) Этнологические материалы;

7) Художественные ценности, включающие: полотна, картины и рисунки целиком

ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением

чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки)(исключенные объекты

подпадают под охрану международных договоров о защите промышленной

собственности – прим. М.Ю.), оригинальные произведения скульптурного

искусства из любых материалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии,

оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

8) редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания,

представляющие собой интерес (исторический, художественный, научный,

литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

9) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно и в коллекциях;

10) архивы, включая фоно-, фото-, и киноархивы;

11) мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные

инструменты.[12]

Мною полностью приведена эта классификация, т.к. именно эта

классификация культурных ценностей, как и само определение культурных

ценностей наиболее близко к теме нашей работы - реституции культурных

ценностей. Международный институт по унификации права (ЮНИДРУА) предложил

проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным

ценностям, которая была подписана на дипломатической конференции в Риме с 7

по 24 июня 1995 г.[13] В этой конвенции приводится классификация культурных

ценностей полностью идентичная приводимой в статье 1 Конвенции 1970 года.

Более того, в примечании к статье 75 “Контрабанда” Уголовного кодекса

республики Молдова (принят 24 мая 1961 года), говорится, что под

культурными ценностями, о которых идет речь в статье, понимаются ценности,

указанные в статье 1 Конвенции 1970 года. Таким образом, это понятие было

имплементированно во внутреннее законодательство республики Молдова.

В других внутренних нормативных актах понятие “культурные ценности” в

республики Молдова не применяется. В ранее существовавшем союзном и

продублированном республиканском законах ”Об охране и использовании

памятников истории и культуры” (Закон СССР принят 29 октября 1976 года,

закон МССР принят 29 декабря 1977 года) регулирует понятие памятника

истории и культуры:

“ ...сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими

событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения

материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную,

художественную или иную культурную ценность”.[14]

Российская Федерация, напротив, в своем нынешнем законодательстве

широко использует термин “культурные ценности”:

ст.7 закона РФ “о вывозе и ввозе культурных ценностей” дает определение,

что это “... имущественные ценности религиозного или светского характера,

имеющие историческое, художественное, научное и иное культурное

значение...”. Это же определение используется в законе РФ № 64 - Ф3 “О

культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой

войны и находящихся на территории РФ”, принятом 15 апреля 1998 года.[15]

Вопросами определения “культурных ценностей” как понятия занимались и

ученые-правоведы: поляк С.Нахлик, болгарин Е. Александров, россиянин М.

Богуславский и другие. Наиболее оригинальную точку зрения высказал Е.

Александров: ”Любые произведения, являющиеся результатом творческого

самовыражения человека в прошлом или настоящем (в художественной, научной,

культурной, образовательной областях), которые имеют значение для

объяснения существовавшей в прошлом или настоящем (в художественной,

научной, культурной, образовательной областях), которые имеют значение для

объяснения существовавшей в прошлом и для развития современной и текущей

культуры, представляют собой культурные ценности”.[16] Таким образом, к

культурным ценностям Александров причислил и объекты, охраняемые нормами

авторского права. С этим можно согласиться в плане охраны культурных

ценностей, т.к. международное право в области охраны культурных ценностей

развивается в сторону расширения кодификации объектов

защиты. Однако, для целей нашей курсовой работы, ровно как и реституции как

международно-правового института определение, данное Е. Александровым,

малоприменимо. Во всей дальнейшей работе, употребляя термин “культурные

ценности” мы будем подразумевать определение, данное ст.1 Конвенцией ООН

1970 года, данное нами выше (За исключением случаев, специально мною

оговариваемых).

II. РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Институт реституции пришел в правовую науку и практику из римского права.

Так, Новицкий И.Б. в учебнике римского права, в параграфе об особых

средствах преторской защиты, пишет : ”Restitutio in integrum

(восстановление в первоначальное положение). В особо уважительных случаях

претор позволял уничтожить наступившие юридические последствия (например,

расторгнуть заключенный договор) ввиду того, что он признавал

несправедливым применение в подобного рода случаях общих норм права.

Постановление о таком восстановлении прежнего положения или реституции

претор выносил после предварительного выяснения обстоятельств дела(causa

cognita)”.[17] Причем в продолжении определения указывает, что реституцию

может получить и лицо,терпящее значительный ущерб от сделки, заключенной

под влиянием угроз и обмана.

В гражданском праве под реституцией понимается возврат сторонами,

заключившими сделку, всего полученного или по сделке в случае признания ее

недействительной. Причем выделяют двусторонюю реституцию - когда возврат

всего полученного по сделке производится обеими сторонами, например ст. 50

ГК РМ[18], и односторонюю реституцию - когда возврат всего переданного по

сделке производится

стороне, действующей надлежащим образом, а стороне, действующей

ненадлежащим образом(с умыслом) возврат не производится,например ст. 51 ГК

РМ. При невозможности возвратить полученное по сделке в натуре, сторона

возмещает его стоимость в деньгах (ст. 58 ГК РМ).

Из всего вышеперечисленного видно, что институт реституции является

сложным правовым механизмом, он не существует отдельно, а является

составной частью правовой отрасли и взаимосвязан с другими правовыми

институтами. Более того наступление реституции предшествует возникновение

правовой ситуации, требующей разрешение именно с помощью этого института.

Этот механизм не может применяться автономно, он является логическим

следствием возникшей правовой ситуации и требует подробного рассмотрения

обстоятельств, явившихся причиной возникшего.

В следующих двух пунктах этой главы мы рассмотрим как был адаптирован

институт реституции к нормам международного права, а также рассмотрим его

механизм с точки зрения международного публичного права. В то же время, не

стоит забывать все вышеперечисленные особенности реституции, как института

римского и гражданского права, т.к. они пересекаются с механизмом

реституции международного права.

а.) Развитие и становление института реституции

культурных ценностей.

Процессу реституции культурных ценностей в международном праве

неизменно предшествует незаконное перемещение этих ценностей из одного

государства в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые

различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи,

контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д.

В основном эти действия сопутствуют вооруженным конфликтам. Война

стала неотъемлемой частью истории человечества. На протяжении веков не было

и дня, чтобы в каком-либо уголке земного шара не велось боевых действий,

которые влекут разрушение, смерть, пожары и разграбление.

Одной из основных целей ведения войны, особенно в древности, являлось

обогащение. За счет разграбление завоеванных стран крепли и возвышались

победители. Оставляя порабощенный народ в нищете, они убивали “двух

зайцев”: обогащались сами и обкрадывая побежденных, не давали им

восстановить свои силы, тем самым сохраняли свою власть на долгие года и

века. Среди имущества, которое завоеватели вывозили в качестве “Трофея”

особым уважением у высшего сословия пользовались культурные ценности. Если

простому люду было все равно, что привезти из военного похода: коня,

повозку, пару мешков пшеницы или золотой сосуд тонкой работы, то знать

стремилась пополнить свои трофеи за счет именно культурных ценностей

порабощенного народа, делала это осознанно. А затем украшала свои имения,

дома и виллы вывезенными военными трофеями.

В древности в этом особенно преуспел Рим, ведя активную

колонизаторскую политику в эпоху своего рассвета. Так, завоевав Древнюю

Грецию, римляне полностью разграбили эту страну, славившуюся своим

культурным развитием. Добычей римских завоевателей стали великие творения

Поликлета, Праксителя, Фидия.[19]

Лишь один полководец Фульвий Нобилиор привез в Рим 280 медных и 230

мраморных статуй. Во времена императора Нерона, из Дельф были вывезены 500

скульптур, которые затем пошли на украшение дворцов и парков. Всего же за

эту компанию из Греции вывезли около 100000 ценных предметов искусства.

Такое варварское поведение вынудило более 2000 лет назад греческого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.