Рефераты. Реституция






На первом месте в этой таблице находятся картины старых мастеров, оставив

позади акции,золото, бриллианты, нефть, недвижимость, облигации и другие

активы. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому, поскольку кражи

культурных ценностей приносят значительные дивиденды. Несмотря на свой

криминальный характер, они будут существовать и будет существовать

необходимость противостоять этой деятельности. Одним из механизмов такого

противостояния является реституция.

И, прежде чем перейти к основной части этой работы, хочется вспомнить

слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского: “Красота спасет мир!”.

Перефразировав это высказывание, мы получим основную идею как данной

работы, так и всех усилий по международной регламентации охраны культурных

ценностей: “Мир спасет красоту!”.

I. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ”В МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТАХ И ВНУТРЕННЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ГОСУДАРСТВ.

Для рассмотрения основных вопросов этой работы прежде всего

необходимо дать развернутое толкование основному понятию, которым мы будем

оперировать на протяжении всей курсовой работы. Понятие это – культурные

ценности (biens culturels, cultural property, bienes culturales). Они

являются основным объектом международно-правовых отношений государств по

реституции. Поэтому, прежде, чем рассматривать механизм действия этого

института, необходимо выяснить, по поводу чего возникают эти отношения и

что входит в понятие “культурные ценности”.

Советский Энциклопедический словарь[4], определяя понятие “культура”,

пишет. Что это “… исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах

организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими

материальных и духовных ценностях …”(выделено мною, М.Ю.). В этом

определении нас особо интересует последнее положение. Из него следует. Что

культурные ценности – это материально реализованная культура, т.е. культура

находит свое выражение в определенных реально существующих предметах. Таким

образом, передавая будущим поколениям эти предметы, мы знакомим их с

культурой, приобщаем их к ней и сохраняем ее для следующего поколения.

В международно-правовом аспекте понятие “культурные ценности” имеет

две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях

(договорах) не существует универсального понятия “культурные ценности”,

которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данное определение.

Вторая особенность заключается в том, что каждая международная конвенция

дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех

правоотношений, которые она призвана урегулировать. На основе этих двух

особенностей и сложилось понятие “культурные ценности”, фигурирующее в

международных актах. Рассмотрим основные из них.

В договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а

также исторических памятников, больше известном, как Пакт Рериха, принятом

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение “культурные ценности”

отсутствует. Объект защиты определен в ст.1 Пакта: “Исторические памятники,

музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и

культуры…”[5] Таким образом, в этом международном документе предпринята

первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже

несмотря на отсутствие самого понятия “культурные ценности” в содержании

Договора.

Впервые понятие “культурные ценности” встречается в Конвенции о

защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в

Гааге 14 мая 1954 г. Определение. Содержащееся в ст.1 этой Конвенции мы

рассмотрим подробнее.

Пункт 1 статьи 1 определяет, что под культурными ценностями в данной

Конвенции подразумеваются ценности, движимые и недвижимые, которые имеют

большое значение для культурного наследия каждого народа, независимо от их

происхождения и владельца[6]. Из этого определения следует, что культурная

ценность – это как движимое имущество, так и недвижимое, характерной

чертой, я бы сказал, квалифицирующей, является то обстоятельство, что оно

(имущество) имеет большое значение для культурного наследия каждого народа.

Определяя понятие “культурные ценности” Конвенция определяет лишь границы,

право же государств и народов причислить ту, или иную вещь (имущество) к

культурной ценности никто не ограничивает. Все зависит от исторического и

культурного развития того или иного народа. Более того, Конвенция говорит о

том, что не принимаются во внимание происхождение культурной ценности и кто

является ее владельцем. Право собственности на культурные ценности может

принадлежать как государственным организациям культуры: музеям, галереям,

библиотекам и т.д., так и находиться в частной собственности.

Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае

вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей. Разделяя их

на 3 категории:

1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры,

искусства или истории, религиозные или светские, археологические

месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых

представляют исторический или художественный интерес, произведения

искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического

или археологического значения, а также научные коллекции или важные

коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных

выше[7].

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование

движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним

относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция

относит центры, в которых собрано значительное количество культурных

ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам

представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории

которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи

Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие[8]. Центрами

сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города,

такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.

Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите

культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г. очень обширное

и наиболее полное. Это обусловлено теми отношениями, которые она призвана

урегулировать и стремлением охватить как можно большее число объектов,

подпадающих под понятие “культурные ценности” и пользующихся правовой

защитой Конвенции.

Следующими международными актами, содержащими понятия культурных

ценностей, являются два документа, принятых под эгидой ЮНЕСКО. 19 ноября

1964 г. была принята Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и

предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на

культурные ценности, а 14 ноября 1970 г. – Конвенция о мерах, направленных

на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права

собственности на культурные ценности[9](в дальнейшем, Рекомендации 1964 г.,

Конвенция 1970 г.).

Пункт 1 Рекомендации определяет культурные ценности как движимое и

недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния

каждой страны. Государствам рекомендуется устанавливать критерии для

отнесения находящихся на их территории ценностей к категории “ имеющих

большое значение для культурного достояния страны”. Рекомендация дает

перечень таких предметов: произведения искусства и архитектуры, рукописи,

книги и др. предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства,

истории или археологии, этнографические документы, типичные образцы флоры и

фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в

т.ч. музыкальные архивы.

Конвенция 1970 г. определяет в ст.1 культурные ценности, как “

ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются

каждым государством как представляющие значение для археологии,

доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки[10]. Если

сравнить определения,данные в Рекомендации 1964г. и Конвенции 1970 г. с

определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной

выше, то мы заметим, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и

Конвенцией 1970 г. прямо предусмотрено право самих государств определять,

что является культурной ценностью. Исходя из ценности именно для данного

народа (государства).

При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией

1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на

движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970

г., прежде всего имеются ввиду движимые объекты, но в силу своей природы

это могут быть и недвижимые объекты[11] .

Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:

1) Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и

предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

2) Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю

войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей,

мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

3) Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические

открытия. (К тайным археологическим находкам относятся добытые при

незаконно проводимых раскопках без специального разрешения государства –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.