На первом месте в этой таблице находятся картины старых мастеров, оставив
позади акции,золото, бриллианты, нефть, недвижимость, облигации и другие
активы. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому, поскольку кражи
культурных ценностей приносят значительные дивиденды. Несмотря на свой
криминальный характер, они будут существовать и будет существовать
необходимость противостоять этой деятельности. Одним из механизмов такого
противостояния является реституция.
И, прежде чем перейти к основной части этой работы, хочется вспомнить
слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского: “Красота спасет мир!”.
Перефразировав это высказывание, мы получим основную идею как данной
работы, так и всех усилий по международной регламентации охраны культурных
ценностей: “Мир спасет красоту!”.
I. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ”В МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТАХ И ВНУТРЕННЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ГОСУДАРСТВ.
Для рассмотрения основных вопросов этой работы прежде всего
необходимо дать развернутое толкование основному понятию, которым мы будем
оперировать на протяжении всей курсовой работы. Понятие это – культурные
ценности (biens culturels, cultural property, bienes culturales). Они
являются основным объектом международно-правовых отношений государств по
реституции. Поэтому, прежде, чем рассматривать механизм действия этого
института, необходимо выяснить, по поводу чего возникают эти отношения и
что входит в понятие “культурные ценности”.
Советский Энциклопедический словарь[4], определяя понятие “культура”,
пишет. Что это “… исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях …”(выделено мною, М.Ю.). В этом
определении нас особо интересует последнее положение. Из него следует. Что
культурные ценности – это материально реализованная культура, т.е. культура
находит свое выражение в определенных реально существующих предметах. Таким
образом, передавая будущим поколениям эти предметы, мы знакомим их с
культурой, приобщаем их к ней и сохраняем ее для следующего поколения.
В международно-правовом аспекте понятие “культурные ценности” имеет
две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях
(договорах) не существует универсального понятия “культурные ценности”,
которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данное определение.
Вторая особенность заключается в том, что каждая международная конвенция
дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех
правоотношений, которые она призвана урегулировать. На основе этих двух
особенностей и сложилось понятие “культурные ценности”, фигурирующее в
международных актах. Рассмотрим основные из них.
В договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а
также исторических памятников, больше известном, как Пакт Рериха, принятом
15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение “культурные ценности”
отсутствует. Объект защиты определен в ст.1 Пакта: “Исторические памятники,
музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и
культуры…”[5] Таким образом, в этом международном документе предпринята
первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже
несмотря на отсутствие самого понятия “культурные ценности” в содержании
Договора.
Впервые понятие “культурные ценности” встречается в Конвенции о
защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в
Гааге 14 мая 1954 г. Определение. Содержащееся в ст.1 этой Конвенции мы
рассмотрим подробнее.
Пункт 1 статьи 1 определяет, что под культурными ценностями в данной
Конвенции подразумеваются ценности, движимые и недвижимые, которые имеют
большое значение для культурного наследия каждого народа, независимо от их
происхождения и владельца[6]. Из этого определения следует, что культурная
ценность – это как движимое имущество, так и недвижимое, характерной
чертой, я бы сказал, квалифицирующей, является то обстоятельство, что оно
(имущество) имеет большое значение для культурного наследия каждого народа.
Определяя понятие “культурные ценности” Конвенция определяет лишь границы,
право же государств и народов причислить ту, или иную вещь (имущество) к
культурной ценности никто не ограничивает. Все зависит от исторического и
культурного развития того или иного народа. Более того, Конвенция говорит о
том, что не принимаются во внимание происхождение культурной ценности и кто
является ее владельцем. Право собственности на культурные ценности может
принадлежать как государственным организациям культуры: музеям, галереям,
библиотекам и т.д., так и находиться в частной собственности.
Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей. Разделяя их
на 3 категории:
1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры,
искусства или истории, религиозные или светские, археологические
месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых
представляют исторический или художественный интерес, произведения
искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического
или археологического значения, а также научные коллекции или важные
коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных
выше[7].
2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование
движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним
относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.
3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция
относит центры, в которых собрано значительное количество культурных
ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам
представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории
которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи
Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие[8]. Центрами
сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города,
такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.
Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г. очень обширное
и наиболее полное. Это обусловлено теми отношениями, которые она призвана
урегулировать и стремлением охватить как можно большее число объектов,
подпадающих под понятие “культурные ценности” и пользующихся правовой
защитой Конвенции.
Следующими международными актами, содержащими понятия культурных
ценностей, являются два документа, принятых под эгидой ЮНЕСКО. 19 ноября
1964 г. была принята Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и
предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на
культурные ценности, а 14 ноября 1970 г. – Конвенция о мерах, направленных
на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права
собственности на культурные ценности[9](в дальнейшем, Рекомендации 1964 г.,
Конвенция 1970 г.).
Пункт 1 Рекомендации определяет культурные ценности как движимое и
недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния
каждой страны. Государствам рекомендуется устанавливать критерии для
отнесения находящихся на их территории ценностей к категории “ имеющих
большое значение для культурного достояния страны”. Рекомендация дает
перечень таких предметов: произведения искусства и архитектуры, рукописи,
книги и др. предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства,
истории или археологии, этнографические документы, типичные образцы флоры и
фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в
т.ч. музыкальные архивы.
Конвенция 1970 г. определяет в ст.1 культурные ценности, как “
ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются
каждым государством как представляющие значение для археологии,
доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки[10]. Если
сравнить определения,данные в Рекомендации 1964г. и Конвенции 1970 г. с
определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной
выше, то мы заметим, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и
Конвенцией 1970 г. прямо предусмотрено право самих государств определять,
что является культурной ценностью. Исходя из ценности именно для данного
народа (государства).
При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией
1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на
движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970
г., прежде всего имеются ввиду движимые объекты, но в силу своей природы
это могут быть и недвижимые объекты[11] .
Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:
1) Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и
предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
2) Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю
войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей,
мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;
3) Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические
открытия. (К тайным археологическим находкам относятся добытые при
незаконно проводимых раскопках без специального разрешения государства –
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6