Рефераты. Принципы Международного Права






полит, соц, эк и культурную систему, устанавливать свои законы и

административные правила. Все гос-ва обладают равными основными правами и

обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и

осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими гос-вами в

соответствии с межд правом. Гос-ва должны добросовестно выполнять свои

обязательства по межд праву.

Принцип невмешательства. В Уставе ООН говорится, что он не дает

Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во

внутреннюю компетенцию любого гос-ва, и не требует от государств-членов

представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав ООН

предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов

явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни,

полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной

основой гос-ва, явл необходимым условием его существования. Поэтому гос-ва

уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги Наций

обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения террит

целостность государств-членов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы

силой или ее применения против террит неприкосновенности гос-в.

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах межд права

содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы:

“Каждое гос-во обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с

целью нарушения существующих межд границ другого гос-ва или в качестве

средства разрешения межд споров, в том числе террит споров и вопросов,

касающихся гос границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Принцип воплощен в

Уставе ООН, в кот в качестве одной из целей Организации указано: “Развивать

дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа

равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соотв меры

для укрепления всеобщего мира”.

Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах межд

права: “Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне

свой полит статус и осущ свое эк, соц и культурное развитие, и каждое гос-

во обязано уважать это право в соотв с Уставом ООН”.

Принцип сотрудничества. Идея всестор сотр воплощена в Уставе ООН. Как

принцип она была сформулирована в Декларации о принципах межд права.

Принцип обязывает гос-ва сотрудничать друг с другом, независимо от различий

их полит, эк и соц систем. Определены также основные направления сотр:

поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека;

осуществление межд отношений в эк, соц, культ, технической и торговой

областях в соответствии с принципами суверенного равенства и

невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее

Уставом; содействие эк росту во всем мире, особенно в развивающихся

странах.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд праву. В

отличие от других принципов, кот складывались в процессе развития межд

права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него

межд право не было бы правом, именно в нем заключен источник юр силы межд

права. Он относится к категории необходимого права.

Принцип закрепил соглашение гос-в о признании юр силы за нормами межд

права. И для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том,

что единственным способом создания юр обязательных норм для суверенных гос-

в явл их соглашение.

Международная правосубъектность государства.

Понятие гос-ва в межд праве. Суверенное гос-во явл основным субъектом

межд права. В межд-прав литературе издавна используется понятие гос-ва,

представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения,

территории. Гос-во - необходимая форма организации населения для участия в

межд сообществе, для представительства и защиты его интересов.

Определяющие статус гос-ва нормы реализуются в первую очередь в его

правосубъектности. Таким путем определяются положение гос-ва в межд

сообществе, его потенциальные возможности.

Основные права и обязанности гос-ва. Основные права и обязанности -

категория, отражающая условия, необходимые для жизни гос-ва в рамках межд

сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых

прав, кот в нормальных условиях не могут быть ограничены.

Каждое гос-во вправе требовать разрешения споров мирными средствами и

обязано уважать соответствующее право других гос-в. Каждое гос-во имеет

право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в

соотв дела других гос-в. Гос-во имеет право на сотрудничество с другими гос-

вами на основе демокр принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет

обязанность сотрудничать. Гос-во имеет право свободно выбирать свою соц-

полит систему и обязано уважать соответствующее право других гос-в, а также

равноправие и самоопределение народов.

Юрисдикция государства. Для реализации суверенных прав гос-ва

существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление

суверенитета и означает гос власть, ее объем и сферу действия. По объему

различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия -

территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти -

законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисд означает власть гос-ва предписывать поведение и

обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распор зак

средствами. Ограниченная означает, что гос-во может предписывать поведение,

однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств,

обеспечивающих выполнение предписаний.

В силу территориального верховенства гос-во осущ полную юрисд в

пределах своей территории. В силу личного верховенства - ограниченную юрисд

в отношении своих граждан за рубежом.

Иммунитет государства. Юрисдикция должна осущ с соблюдением

иммунитетов, признанных межд правом. Иммунитет вытекает из принципа

суверенного равенства. Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на

любую деятельность иностранного гос-ва и его собственность. В конце

прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция

ограниченного иммунитета. Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается

лишь теми отношениями, в которых гос-во выступает как носитель суверенной

власти, действиями, совершаемыми в силу гос власти.

Существенное значение имеет содержание понятия “государство” в плане

иммунитета, от чего зависит круг органов и лиц, пользующихся иммунитетом. В

проекте статей Комиссии межд права ООН это понятие определено как

означающее: гос-во и его различные органы управления; полит подразделения

гос-ва, кот правомочны осущ прерогативы гос власти; учреждения или

институты гос-ва при условии, что они правомочны предпринимать действия в

осущ прерогатив гос власти; представители гос-ва, действующие в этом

качестве.

Международное признание.

Признание государств. Относительно юр значения признания для нового гос-

ва существуют две теории: конструктивная и декларативная. Согласно первой,

признание конституирует, порождает межд правосубъектность гос-ва,

превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория

исходит из того, что гос-во обретает правосубъектность в силу самого факта

своего образования, независимо от признания.

Признание гос-ва представляет собой односторонний акт, кот гос-во

признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-прав

субъектность. Любые правоотношения возможны лишь в том случае, если

участники признают друг друга в качестве субъектов права.

В качестве общего правила признание гос-ва явл полным и окончательным.

Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным,

т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований. Оно не

может быть отозвано.

Порой процесс становления гос-ва затягивается, например в результате

гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание

временное, ограниченное - признание “де-факто”. Оно обычно сопровождается

установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть

отозвано.

Признание правительств. Признание вновь образованного гос-ва означает

признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в

случае создания правительства неконституционным путем, в результате

революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее гос-

во рассматривает данное правительство зак и единственным представителем гос-

ва в межд отношениях.

Как и в случае с гос-вом, признание правительства может быть

фактическим и юридическим.

Правопреемство государств.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены

одного гос-ва другим в несении ответственности за межд отношения какой-либо

территории.

Правопреемство касается нескольких аспектов:

n правопреемство в отношении договоров;

n правопреемство в отношении гос собственности;

n правопреемство в отношении гос архивов;

n правопреемство в отношении гос долгов.

Правопреемство Украины. Согласно Закона от 12.09.91 г.:

государственная граница Союза ССР, кот отделяет террит Украины от

других гос-в, а также граница между УССР и БССР, РСФСР, Республикой Молдова

по состоянию на 16 июля 1990 г. явл государственной границей Украины (ст.

5);

Украина подтверждает свои обязательства по межд договорам, заключенным

УССР до провозглашения независимости Украины (ст. 6);

Украина явл правонаступником прав и обязанностей по межд договорам

СССР, кот не противоречат Конституции Украины и интересам республики (ст.

7);

Украина дает согласие на обслуживание внешнего долга СССР по состоянию

на 19 июля 1990 г. в части, кот определяется отдельным межгос соглашением.

Украина не несет обязательств по кредитным договорам и соглашениям СССР,

заключенным после 1 июля 1991 г. без согласия Украины (ст. 8).

Европейский суд.

Евр суд функц на постоянной основе и создается гос-вами, кот

ратифицировали Конвенцию о защите прав и осн свобод человека 1950 г. Суд

состоит из такого числа судей, кот соответствует числу соотв гос-в.

На должность судей избираются на срок от 3 до 9 лет от кажд гос-ва

Парламентской ассамблеей (из трех кандидатов гос-ва-участника) лица, кот

имеют высокие моральные качества и квалификацию или явл юристами с

признанным авторитетом.

Евр суд имеет свою канцелярию и судебных секретарей.

На пленарных заседаниях суда избирается его председатель и его

заместители (1-2) на 3 года (могут переизбираться); создаются палаты на

определенный срок; избираются председатели этих палат (могут

переизбираться); принимаются правила процедуры суда; избираются секретарь

суда и один или два его заместителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.