Рефераты. Принципы Международного Права






порой и делают из нее исключение.

Способы толкования:

n грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с

точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики

данного языка;

n логическое - анализ нормы путем использования законов и правил

логики;

n специально-юридическое представляет собой выяснение юр характеристик

межд-прав нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма

в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее

действие и т д.;

n систематическое - анализ нормы как элемента системы межд права в ее

взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами;

n телеологическое - определяет содержание нормы в соответствии со

стоящей перед ней целью;

n историческое - выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее

принятия.

Сфера действия межд права.

Под сферой действия межд права понимается область применения межд-прав

средств воздействия на объект регулирования. Эта сфера имеет три основных

аспекта - субъектный, объектный и пространственный.

Субъектная и объектная сферы. Субъектная сфера определяется кругом

субъектов, на кот распространяется действие межд права. Важным изменением

субъектной сферы явилось включение в нее межгос организаций.

Объектная сфера - это круг регулируемых отношений, кот явл его

объектом. Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят

только отношения между субъектами межд права.

Все эти аспекты сферы действия межд права практически важны. Для всех

договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера - на кого

распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием

договора - какие виды отношений и в какой мере им регулируются.

Пространственная сфера. Пространственная (или территориальная) сфера

действия межд права привлекает основное внимание практики, именно ей

посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех

сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых

действует межд право.

Разграничение пространственных сфер действия межд и национального

права. В пределах своей территории гос-во осуществляет полный и

исключительный суверенитет. Граница гос территории проходит по внешнему

пределу территориальных вод. Тем не менее в интересах межд судоходства межд

право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах,

предоставив иностранным судам право мирного прохода. Мирный проход

регулируется правом прибрежного гос-ва, но оно должно соответствовать межд

праву.

Межд право закрепило положение, согласно кот деятельность физ и юр лиц

в межд пространствах (воздушное, космическое, открытое море, Антарктика)

регулируется национальным правом, естественно в рамках межд права.

Межд право и экстратерриториальное действие национального права.

Человек обладает юр статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в

определенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой

правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих

других прав. В результате права, созданные в рамках одной национальной

правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой. Это наиболее

давний и массовый случай экстратерриториального действия нац права.

Общее правило, опирающееся на осн принципы межд права, состоит в том,

что гос-во осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и

ограниченную - в отношении своих граждан и организаций за рубежом.

Международное и национальное право.

Для того, чтобы быть способными регулировать отношения с участием физ и

юр лиц, содержащиеся в межд праве правила должны войти в правовую систему

страны в установленном ею порядке. Этот процесс обычно именуют

трансформацией. Она может быть общей и индивидуальной. При общей - гос-во

устанавливает, что все или только определенные виды принятых ими межд-прав

норм явл частью права страны. При индивидуальной - необходимо в каждом

случае вводить межд нормы в право страны специальным актом.

Трансформация может быть прямой и опосредованной. При первой - правила

договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу самого

акта ратификации. При опосредованной - на основе договора издается

национальный нормативный акт, с большей или меньшей полнотой

воспроизводящий положения договора.

Особым видом имплементации межд норм явл отсылка. Во многих законах

говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с

определенным договором или что в установленном случае следует применять

такой-то договор.

Межд и конституционное право. Современное межд право со значительной

полнотой определяет содержание центральных положений конституционного права

- норм о правах человека. Роль межд права в этом находит все более

основательное признание в конституционном праве, кот устанавливает, что

права человека определяются в соответствии с межд правовыми нормами. Более

того идет процесс утверждения принципа демократии, согласно кот

единственным легитимным правлением гос-ва признают демократию. Объясняется

все это тем, что иначе не возможно обеспечить мирный мировой порядок, а

следовательно и выживание человечества.

Межд право и компетенция органов гос-ва. Особенно значительно влияние

межд права на компетенцию органов внешних сношений. Так, межд право

определяет, какие органы могут давать окончательное согласие на

обязательность межд договоров без специальных полномочий.

Межд право влияет и на осущ зак-ной власти. Последняя не может издавать

законы, противоречащие межд праву. Законодатель ограничен межд

обязательствами гос-ва. Более того он обязан издавать законы, необходимые

для осуществления норм межд права.

Конституционные суды и межд право. Усиление влияния межд права на

национальное, включая конституционное, вызывает к жизни новые формы

контроля за соответствием межд обязательств конституции страны.

Существенную роль в этом способны играть получающие все более широкое

распространение конст суды, основная задача кот - следить за

конституционностью зак-ных актов. Контроль за конституционностью межд

договоров - это новая для них функция. Суды к этому вопросу подходят

осторожно.

Резолюции межд органов, организаций и нац право. Рассматриваемые акты

порождают лишь морально-политические обязательства, что вовсе не исключает

их влияния на нац право. Кроме того, при выяснении содержания норм межд

права, в том числе и инкорпорированных в нац право, приходится прибегать к

помощи резолюций конференций и организаций. Существуют способы придания

содержанию резолюций юр силы и тем самым включения его в нац право.

Основные принципы межд права.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в

Декларации о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и

сотрудничества в соотв с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в

1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе 1975 г.

Принцип неприменения силы. В качестве главной цели Устав ООН

установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику,

в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих

интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы

вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом,

несовместимым с целями ООН.

Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь

в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы

миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке

осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех

пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания межд

мира и безопасности.

Принцип мирного разрешения споров. Принцип закреплен в Уставе ООН и во

всех межд актах, излагающих принципы межд права. Ему спец посвящен ряд

резолюций ГА, среди кот можно выделить Манильскую декларацию о мирном

разрешении межд споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим

этот принцип, был Статут Лиги Наций.

В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах межд права 1970 г.

сформулировала принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает

свои межд споры с другими гос-вами мирными средствами таким образом, чтобы

не подвергалось угрозе межд мир и безопасность и справедливость”.

Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме Устава ООН, во

Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о

гражданских и полит правах, другой - об экономических, социальных и

культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

Принцип суверенного равенства. В Уставе ООН в статье о принципах на

первое место поставлен пункт, кот гласит: “Организация основана на принципе

суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит

в следующем: гос-ва обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг

друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность

других гос-в. Каждое гос-во имеет право свободно выбирать и развивать свою

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.