прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов:
n политико-правовой метод - нормы межд права осущ субъектами при помощи
полит средств;
n морально-правовой метод - использование механизма действия морали для
реализации норм межд права;
n идейно-правовой метод - воздействие на межд отношения через
идеологию, упрочение позиций межд-прав сознания, разъяснение целей,
принципов и норм, создание убежденности в необходимости их
осуществления;
n организационно-правовой метод - принятие организационных мер по
реализации норм межд права как внутри гос-ва, так и в межд
отношениях;
n специально-правовой метод - применение специфически правовых средств
воздействия на межд отношения. Этот метод и явл сутью межд-прав
регулирования.
Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В
одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих
взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные
отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два
понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто
правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений,
закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический
правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель,
в другом - результаты ее претворения в жизнь.
Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать
сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд
права.
Международная законность. Это - режим функционирования системы межд
отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств
по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти
находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект
заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном
поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения
цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной
возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам.
Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти.
Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации,
призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права.
Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения;
вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к
выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция -
толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие
действия не соответствуют норме.
Существуют два вида контроля - национальный и международный.
Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-
противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие
вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в
целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав
обязательств.
Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального
правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои
обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему
материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в
интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.
В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на
межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения
обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд
сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие.
Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего
правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед
потерпевшим.
Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает
меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность,
состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания,
отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.
Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды
принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода
функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств
реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность
определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд
права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями
принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же
касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами.
Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии.
Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель
побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые,
дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего
реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на
территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений
экономических и культурных связей и т д.
Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом
как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с
межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя,
постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот
определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии
должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше
той, что необходима для достижения непосредственной цели.
Применение и толкование норм межд права.
Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права”
используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает
все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае
правонарушения или спора о праве.
Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:
n установление факт обстоятельств;
n правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того,
подпадают ли они под действие норм межд права, и если да, то каких
именно;
n определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их
действия, особенно в отношении данных субъектов;
n уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование;
n принятие решения о способе применения норм к данным факт
обстоятельствам;
n действия по обеспечению реализации принятого решения.
Организационные основы применения межд права. Существуют межд и
национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в
деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и
организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для
реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации
этих норм.
Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс
выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с
иными нормами межд права, юр характеристик.
Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того,
что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский,
субъективистский и функционалистский.
Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении
значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но
лишь той, что нашла закрепление в тексте.
Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот
далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается
воле сторон в момент создания нормы.
Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от
первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная
задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте,
в подготовительных материалах или в последующей практике.
Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е.
межд-прав нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит
выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования.
Средства толкования определены Венской конвенцией о праве межд
договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен
контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным
средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства
заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь
в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы
неясным или приводит к явно абсурдным результатам.
Правила и способы толкования. На первое место Венская конвенция ставит
принцип добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е.
честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направлены на
выявление реального содержания нормы.
Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась
единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.
Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к
достижению целей нормы, делали ее действенной.
Правило специального закона требует, чтобы при толковании признавалось
преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они
непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6