Рефераты. Нормы и принципы международного права






за преступления против человечества.

Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет

означать вступление международного права в новую фазу своего развития.

Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по

соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться

права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и

локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое

выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового

регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты

не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в

случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не

в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право

субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей

нормой.

К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы

создания и осуществления международного права. Учитывая специфику

регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал,

можно говорить о формировании международного процессуального права.

Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом

случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так

и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые -

определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных

норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие

процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление

норм на первичные и вторичные.

Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее

существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении

эффективности международного права побуждала государства уделять больше

внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для

формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской

конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений

которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и

прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по

аналогии применимы и к обычным нормам. Важное место в процессуальном праве

принадлежит нормам права международных организаций. Для процессуального

права, как и для международного права в целом, главное значение имеют

основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов

создания и осуществления международного права.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или

осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в

зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или

недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения

норм.

Функционирование международного права - это не чисто юридический

процесс, понимаемый в духе “чистой теории права”. Это также политический и

нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не

принимать в нем участия и не взаимодействовать с процессуальными нормами.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и

управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы,

например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают,

а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во

имя достижения поставленной цели.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами,

содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во

многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к

принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и

решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря

отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в

рамках данного договора.

Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько

разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности

международных органов и организаций

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических

связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических

норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую

силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а

сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение

устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему

содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -

международно - правовыми.

Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие

от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их

разумности. Особенно активно используются подобные нормы

специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как

Международная организация гражданской авиации или Международный союз

электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой

объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет

специализация профессиональных юристов в той или иной области технического

сотрудничества.

В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве

программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют,

что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению.

Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый

состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых

норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно

показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа

государств носит программный характер в результате неготовности их

социально-политических систем к реализации международного стандарта в

полном объеме.

Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в

юридически обязательной форме определяют основные направления развития

международного права. Это же относится и к программному характеру целей

международного права.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно

важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных

органов и организаций.

Рекомендательные и иные неправовые нормы взаимодействуют с правовыми,

но, поскольку они ни в коей мере не обладают правовыми качествами, их

нельзя отнести к правовым явлениям. Едва ли могут существовать полуправовые

нормы.

Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни

прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных

организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных

норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о

нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом,

устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая

следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой

рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут

содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.

3. Цели

Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем,

которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей

юридическую силу. Цели занимают важное место в системе международного

права. Как уже говорилось, они являются системообразующим и

системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели

предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а

также средств контроля за соответствием норм и поведения целям.

В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения.

Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных

задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во

многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не

подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть

адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.

Согласование целей - коренная проблема мировой политики международного

права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия

государств представляет собой комплекс согласования целей.

Генеральной социально-политической целью международного права является

обеспечение нормального функционирования существующей системы международных

отношений и ее развитие. Характерная особенность современного

международного права состоит в том, что стимулирование социально-

экономического прогресса стало одной из главных его целей.

Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым

определил и основные цели международного права:

. поддерживать мир и безопасность;

. развивать дружественные отношения;

. осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в

поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.