за преступления против человечества.
Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет
означать вступление международного права в новую фазу своего развития.
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по
соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться
права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и
локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое
выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового
регулирования.
Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты
не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в
случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не
в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право
субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей
нормой.
К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы
создания и осуществления международного права. Учитывая специфику
регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал,
можно говорить о формировании международного процессуального права.
Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом
случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так
и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.
Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые -
определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных
норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие
процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление
норм на первичные и вторичные.
Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее
существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении
эффективности международного права побуждала государства уделять больше
внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для
формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской
конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений
которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и
прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по
аналогии применимы и к обычным нормам. Важное место в процессуальном праве
принадлежит нормам права международных организаций. Для процессуального
права, как и для международного права в целом, главное значение имеют
основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов
создания и осуществления международного права.
Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или
осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в
зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или
недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения
норм.
Функционирование международного права - это не чисто юридический
процесс, понимаемый в духе “чистой теории права”. Это также политический и
нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не
принимать в нем участия и не взаимодействовать с процессуальными нормами.
По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и
управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы,
например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.
Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают,
а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во
имя достижения поставленной цели.
Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами,
содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во
многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к
принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и
решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря
отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в
рамках данного договора.
Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько
разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности
международных органов и организаций
Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических
связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических
норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую
силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.
Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а
сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение
устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему
содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -
международно - правовыми.
Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие
от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их
разумности. Особенно активно используются подобные нормы
специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как
Международная организация гражданской авиации или Международный союз
электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой
объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет
специализация профессиональных юристов в той или иной области технического
сотрудничества.
В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве
программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют,
что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению.
Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.
Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый
состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых
норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно
показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа
государств носит программный характер в результате неготовности их
социально-политических систем к реализации международного стандарта в
полном объеме.
Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в
юридически обязательной форме определяют основные направления развития
международного права. Это же относится и к программному характеру целей
международного права.
Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно
важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных
органов и организаций.
Рекомендательные и иные неправовые нормы взаимодействуют с правовыми,
но, поскольку они ни в коей мере не обладают правовыми качествами, их
нельзя отнести к правовым явлениям. Едва ли могут существовать полуправовые
нормы.
Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни
прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных
организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных
норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о
нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом,
устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая
следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой
рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут
содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.
3. Цели
Международно-правовая цель - это модель желаемого состояния в будущем,
которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей
юридическую силу. Цели занимают важное место в системе международного
права. Как уже говорилось, они являются системообразующим и
системоорганизующим фактором. Действуя как элемент системы, цели
предполагают наличие принципов и норм, следование которым ведет к цели, а
также средств контроля за соответствием норм и поведения целям.
В отношении целей принципы и нормы являются средствами их достижения.
Достижение оптимального соотношения целей и средств - одна из основных
задач теории и практики международно-правового регулирования. Цель во
многом определяет характер средств. Однако это ни в коей мере не
подтверждает того, будто цель оправдывает средства. Последние должны быть
адекватны первой. Выбор же средств определяется принципами.
Согласование целей - коренная проблема мировой политики международного
права. По существу, весь механизм политико-правового взаимодействия
государств представляет собой комплекс согласования целей.
Генеральной социально-политической целью международного права является
обеспечение нормального функционирования существующей системы международных
отношений и ее развитие. Характерная особенность современного
международного права состоит в том, что стимулирование социально-
экономического прогресса стало одной из главных его целей.
Сформулировав цели всемирной организации, Устав ООН тем самым
определил и основные цели международного права:
. поддерживать мир и безопасность;
. развивать дружественные отношения;
. осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в
поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;
Страницы: 1, 2, 3, 4