предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в
зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами
договоренности о применении других средств урегулирования.
Применительно к космической деятельности это средство мирного
урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных
документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и
использовании космического пространства практические вопросы, которые
могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными
межправительственными организациями, решаются государствами-участниками,
либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или
несколькими государствами-членами этой международной организации. Если
какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет
основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим
государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других
государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные
консультации[39].
В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных
телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник
которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не
выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или
что другое государство-участник нарушает права, которыми первое
государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может
запросить проведение консультаций с этим государством-участником.
Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно
вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять
участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое
государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится
к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и
интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих
консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает
полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если
консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным
учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные
стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными
средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером
спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если
консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое
государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за
содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны
в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических
отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает
участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно,
либо через другое государство-участника или Генерального секретаря,
выступающих в качестве посредника[40].
По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость
лишь подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых
международных споров.
Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора
таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для
разрешения данного спора. Практика обсуждения этого вопроса на
международных конференциях показывает, что многие государства в системе
мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью
которых разрешается большинство споров.
Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого
разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть
использованы для разрешения как политических, так и юридических споров,
наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность
приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют
не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать
международному миру и безопасности.
Анализ принципа мирного разрешения международных споров,
зафиксированного в Декларации о принципах международного права, 1970 года и
Заключительном акте СБСЕ, 1975 года, показывает, что, несмотря на
сопротивление, удалось отстоять ряд важных положений, которые, несомненно,
являются дальнейшим развитием соответствующих положений Устава ООН.
В их числе - обязанность государств "прилагать усилия к тому, чтобы в
короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном
праве", обязанность "продолжать искать взаимно согласованные пути мирного
урегулирования спора" в тех случаях, когда спор не удаётся разрешить,
"воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой
степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и
безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более
трудным"[41]. Все они должны действовать в соответствии с целями и
принципами Устава ООН. Факты свидетельствуют о довольно интенсивном
развитии содержания принципа мирного разрешения споров[42].
В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами 1972 года, предусматривается процедура
урегулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры
сторон в споре не приводят к разрешению спора в течении одного года, по
просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению
претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.
Комиссия по рассмотрению претензий состоит их трех членов: члена
Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого
запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя
сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в
двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по
рассмотрению претензий. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления
требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора
председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю
Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение
последующего двухмесячного периода[43].
Принцип сотрудничества.
Идея всестороннего международного сотрудничества государств независимо
от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных
сферах поддержания мира и безопасности является основным положением в
системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована в
Декларации о принципах международного права 1970 года.
Определены основные направления сотрудничества:
поддержание мира и безопасности;
осуществление международных отношений в различных областях в соответствии с
принципами суверенного равенства;
сотрудничество с ООН и принятия мер, предусмотренных её Уставом и так
далее.
Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других
принципов. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна
только путём сотрудничества. Очевидно в этом и заключена суть принципа
сотрудничества. Например, в советско-индийско Делийской декларации 1986
года говорилось: "Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой
международных отношений: в ядерный век необходимо перестроить международные
отношения таким образом, чтобы на смену конфронтации пришло
сотрудничество."
Сегодня Генеральная Ассамблея ООН подчёркивает, что "упрочение мира и
предотвращение войны является одной из главных целей Организации
Объединённых Наций"[44]. В Комиссии международного права подчёркивалось,
что основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество,
является сосуществование государств, то есть их сотрудничество[45].
После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в
уставах многих международных организаций, в международных договорах,
многочисленных резолюциях и декларациях.
Представители некоторых школ международного права утверждают, что
обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный
характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной
действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло
собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии
требования развивающихся международных отношений привели к превращению
добровольного акта в правовую обязанность.
С принятием Устава принцип сотрудничества занял своё место в ряду
других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному праву.
Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять
международное сотрудничество в разрешении международных проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а
также обязаны "поддерживать мир и безопасность и с этой целью принимать
эффективные коллективные меры". Разумеется, конкретные формы сотрудничества
и его объёмы зависят от самих государств, их потребностей и материальных
ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных
обязательств.
Обязанность всех государств сотрудничать друг с другом, естественно,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11