Рефераты. Международное космическое право






предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в

зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами

договоренности о применении других средств урегулирования.

Применительно к космической деятельности это средство мирного

урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных

документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и

использовании космического пространства практические вопросы, которые

могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными

межправительственными организациями, решаются государствами-участниками,

либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или

несколькими государствами-членами этой международной организации. Если

какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет

основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим

государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других

государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные

консультации[39].

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных

телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник

которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не

выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или

что другое государство-участник нарушает права, которыми первое

государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может

запросить проведение консультаций с этим государством-участником.

Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно

вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять

участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое

государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится

к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и

интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих

консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает

полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если

консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным

учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные

стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными

средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером

спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если

консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое

государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за

содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны

в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических

отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает

участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно,

либо через другое государство-участника или Генерального секретаря,

выступающих в качестве посредника[40].

По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость

лишь подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых

международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора

таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для

разрешения данного спора. Практика обсуждения этого вопроса на

международных конференциях показывает, что многие государства в системе

мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью

которых разрешается большинство споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого

разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть

использованы для разрешения как политических, так и юридических споров,

наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность

приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют

не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать

международному миру и безопасности.

Анализ принципа мирного разрешения международных споров,

зафиксированного в Декларации о принципах международного права, 1970 года и

Заключительном акте СБСЕ, 1975 года, показывает, что, несмотря на

сопротивление, удалось отстоять ряд важных положений, которые, несомненно,

являются дальнейшим развитием соответствующих положений Устава ООН.

В их числе - обязанность государств "прилагать усилия к тому, чтобы в

короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном

праве", обязанность "продолжать искать взаимно согласованные пути мирного

урегулирования спора" в тех случаях, когда спор не удаётся разрешить,

"воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой

степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и

безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более

трудным"[41]. Все они должны действовать в соответствии с целями и

принципами Устава ООН. Факты свидетельствуют о довольно интенсивном

развитии содержания принципа мирного разрешения споров[42].

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный

космическими объектами 1972 года, предусматривается процедура

урегулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры

сторон в споре не приводят к разрешению спора в течении одного года, по

просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению

претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Комиссия по рассмотрению претензий состоит их трех членов: члена

Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого

запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя

сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в

двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по

рассмотрению претензий. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления

требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора

председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю

Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение

последующего двухмесячного периода[43].

Принцип сотрудничества.

Идея всестороннего международного сотрудничества государств независимо

от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных

сферах поддержания мира и безопасности является основным положением в

системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована в

Декларации о принципах международного права 1970 года.

Определены основные направления сотрудничества:

поддержание мира и безопасности;

осуществление международных отношений в различных областях в соответствии с

принципами суверенного равенства;

сотрудничество с ООН и принятия мер, предусмотренных её Уставом и так

далее.

Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других

принципов. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна

только путём сотрудничества. Очевидно в этом и заключена суть принципа

сотрудничества. Например, в советско-индийско Делийской декларации 1986

года говорилось: "Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой

международных отношений: в ядерный век необходимо перестроить международные

отношения таким образом, чтобы на смену конфронтации пришло

сотрудничество."

Сегодня Генеральная Ассамблея ООН подчёркивает, что "упрочение мира и

предотвращение войны является одной из главных целей Организации

Объединённых Наций"[44]. В Комиссии международного права подчёркивалось,

что основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество,

является сосуществование государств, то есть их сотрудничество[45].

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в

уставах многих международных организаций, в международных договорах,

многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что

обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный

характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной

действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло

собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии

требования развивающихся международных отношений привели к превращению

добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял своё место в ряду

других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному праву.

Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять

международное сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а

также обязаны "поддерживать мир и безопасность и с этой целью принимать

эффективные коллективные меры". Разумеется, конкретные формы сотрудничества

и его объёмы зависят от самих государств, их потребностей и материальных

ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных

обязательств.

Обязанность всех государств сотрудничать друг с другом, естественно,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.