Рефераты. Международное космическое право






Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным оружием массового

уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и другим),

также запрещено устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать

такое оружие в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела

используются исключительно в мирных целях. Запрещено создание на них

военных сооружений, испытание оружия и проведения военных маневров. Между

тем, в США всё ещё жива программа создания противоракетных систем

космического базирования вопреки Договору с СССР 1972 года об ограничении

систем противоракетной обороны, запрещающего испытание и развёртывание

подобных систем[32].

Принцип неприменения силы и угрозы силой также нашёл отражение в

Соглашении о Луне 1979 года. Луна используется всеми государствами-

участниками исключительно в мирных целях. На Луне запрещается угроза силой

или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза

совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование

Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных

угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических

кораблей или искусственных космических объектов. А использование военного

персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не

запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или

средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.[33]

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в

космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников

запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы

ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.

По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного

использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается

прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения,

нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для

изменения космического пространства, путём преднамеренного управления

природными процессами.

Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других

небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства

(международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным

оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и

другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не

квалифицируется как размещение объекта в космосе).

В доктрине международного права отмечается, что не запрещается

использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для

отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности

в соответствии с Уставом ООН).

Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий

побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной

демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН

предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом

пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о

запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в

отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по

разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а

ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим

вооружениям.

Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют

советско-американские соглашения об ограничении стратегических

наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные

баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор

между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения

взаимных претензий между государствами.

В основе международных споров лежит целый ряд факторов, социально-

политического, идеологического, военного, международно-правового характера.

В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве

специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или

большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия,

существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и

существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных

споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых

Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом,

чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34].

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права

и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе

разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих

норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного

Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает

применение:

1. Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих

правила, определённо признанные спорящими государствами.

1. Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в

качестве правовой нормы.

1. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

1. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по

публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для

определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что

обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права

не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по

справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться

к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их

следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном

разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне

("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным

средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и

рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и

посредничество)[36].

Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена

серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они

ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства

мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую

обязанность государств использовать такие средства.

Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить

мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного

права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые

могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров

существует в виде системы международно-правовых средств такого

регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в

споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,

обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или

иными мирными средствами по своему выбору"[38].

В соответствии с современными концепциями международного права

государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На

международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к

произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова

"только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько

закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами,

сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась

угроза миру и безопасности государств.

Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст.

2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не

угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные

споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и

международного права". В приведённой статье названы почти все известные на

сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как

"консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали

применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое

закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений.

Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч,

создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций

способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами,

непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых

договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и

кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе

добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию

консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.