Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным оружием массового
уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и другим),
также запрещено устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать
такое оружие в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела
используются исключительно в мирных целях. Запрещено создание на них
военных сооружений, испытание оружия и проведения военных маневров. Между
тем, в США всё ещё жива программа создания противоракетных систем
космического базирования вопреки Договору с СССР 1972 года об ограничении
систем противоракетной обороны, запрещающего испытание и развёртывание
подобных систем[32].
Принцип неприменения силы и угрозы силой также нашёл отражение в
Соглашении о Луне 1979 года. Луна используется всеми государствами-
участниками исключительно в мирных целях. На Луне запрещается угроза силой
или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза
совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование
Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных
угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических
кораблей или искусственных космических объектов. А использование военного
персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не
запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или
средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.[33]
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников
запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы
ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.
По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается
прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения,
нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для
изменения космического пространства, путём преднамеренного управления
природными процессами.
Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других
небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства
(международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным
оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и
другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не
квалифицируется как размещение объекта в космосе).
В доктрине международного права отмечается, что не запрещается
использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для
отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности
в соответствии с Уставом ООН).
Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий
побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной
демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН
предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом
пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о
запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в
отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по
разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а
ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим
вооружениям.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют
советско-американские соглашения об ограничении стратегических
наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные
баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор
между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
Принцип мирного разрешения международных споров.
Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения
взаимных претензий между государствами.
В основе международных споров лежит целый ряд факторов, социально-
политического, идеологического, военного, международно-правового характера.
В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве
специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или
большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия,
существующие в рамках этого отношения.
С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и
существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных
споров как общепризнанный императивный принцип международного права.
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых
Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом,
чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34].
Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права
и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе
разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих
норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного
Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает
применение:
1. Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих
правила, определённо признанные спорящими государствами.
1. Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в
качестве правовой нормы.
1. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.
1. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по
публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для
определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что
обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права
не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по
справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.
Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться
к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их
следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном
разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне
("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным
средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и
рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и
посредничество)[36].
Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена
серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они
ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства
мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую
обязанность государств использовать такие средства.
Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить
мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного
права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые
могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров
существует в виде системы международно-правовых средств такого
регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в
споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,
обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или
иными мирными средствами по своему выбору"[38].
В соответствии с современными концепциями международного права
государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На
международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к
произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова
"только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько
закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами,
сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась
угроза миру и безопасности государств.
Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст.
2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не
угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные
споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и
международного права". В приведённой статье названы почти все известные на
сегодняшний день средства мирного разрешения споров.
Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как
"консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали
применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое
закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений.
Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч,
создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций
способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами,
непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых
договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и
кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе
добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию
консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11