Рефераты. Международное космическое право






орбитах, будут находиться на них многие годы, перед тем как войти в плотные

слои атмосферы, и, во-вторых, огромные скорости перемещения объектов в

космосе превращают даже самый мелкий предмет в "пулю", столкновение с

которой функционирующего космического объекта чревато для него фатальными

последствиями.

По мнению многих учёных, космический мусор начинает представлять

растущую опасность для космических объектов, включая пилотируемые. Вопрос о

космическом мусоре включён в повестку дня Научно-технического подкомитета

Комитета по космосу, с тем чтобы, изучив научно-технические аспекты этой

проблемы, разработать соответствующие правовые меры, которые бы дополнили и

конкретизировали общее обязательство избегать вредного загрязнения

космического пространства, установленное Договором по космосу.

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных

телах, в ст.7 сказано, что: " В исследовании использовании Луны стороны

должны принимать меры к предотвращению разрушения существующего баланса

окружающей среды. Стороны также принимать меры, чтобы избегать пагубного

воздействия на окружающую среду Земли. Стороны должны заранее уведомлять

Генерального Секретаря Организации Объединённых Наций обо всех размещённых

ими радиоактивных материалах на Луне и о целях таких размещений."

Глава 3. Отраслевые принципы международного космического права.

Несмотря на сравнительно молодой возраст международного космического

права, в нём уже есть правовые (отраслевые) принципы, сформировавшиеся в

качестве обычая.

Свобода космоса для научных исследований.

Использование космоса на благо всего человечества.

Эти принципы сформировались на основе практики космической

деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного

сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были

закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути

дела, так как они продолжаются являться юридически обязательными для всех

участников международного общения в качестве международно-правового обычая.

В основании этих принципов в соответствии с Договором о космосе 1967

года лежат следующие права государств:

осуществлять исследование и использование космического пространства и

небесных тел без какой-либо дискриминации на основе равенства, при

свободном доступе во все районы небесных тел;

свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах

научные исследования;

использовать любое оборудование ил средства и военный персонал для научных

исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;

сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их

экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне

зависимости от их местонахождения;

запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим

деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основания полагать, что

они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по

мирному использованию и исследованию космоса;

обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за

полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о

размещении на территориях других государств станций слежения);

право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления)

все станции, установки и космические корабли на небесных телах[54].

Эти принципы обеспечивают возможность государствам использовать

результаты космических исследований в области изучения физических свойств

космического пространства, космической метеорологии, космической биологии и

медицины, космической связи, изучение природной среды с помощью космических

средств в различных отраслей народного хозяйства.

Будучи подкрепленной этими принципами, космическая деятельность

вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного многостороннего

сотрудничества в области науки и техники, предоставляя неограниченные

возможности для кооперации усилий государств путем обмена результатами

исследований, проведения совместных работ в области исследования и

использования космического пространства в мирных целях.

Великие перспективы, открывающиеся перед человечеством в результате

проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей

заинтересованностью в процессе исследования и использования космического

пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития

взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.

В большинстве случаев отраслевые принципы , так же как и основные

принципы международного космического права являются договорными.

Принцип помощи.

Согласно Договору о космосе 1967 года космонавты рассматриваются как

«посланцы человечества в космосе». По мнению большинства юристов это

положение носит скорее торжественно-декларативный, а не конкретно-

юридический характер и не должно толковаться как предоставляющее

космонавту наднациональный статус некоего «гражданина мира»[55].

Конкретные характеристики правового статуса космонавтов и космических

объектов (имеются в виду объекты искусственного происхождения)

зафиксированы в международных договорах.

Существует такой принцип, как оказание космонавтам всемерной помощи в

случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на

иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты

должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в

регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении

деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных

государств должны оказывать друг другу возможную помощь.

Государства обязаны срочно информировать об установленных ими

явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять

опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля

во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном

теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого

занесен этот космический корабль.

Права собственности на космические объекты и их составные части

остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве,

на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты,

обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны

быть ему возвращены. Однако, если вышеупомянутое обязательство возвращать

космонавтов запустившему государству космический корабль является

безусловным, и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при

проведении операции по поиску и спасению его космонавтов, то обязательство

возвращать космические объекты или их составные части запустившему

государству не является безусловным: для возвращения космических объектов

или их составных частей запустившему государству необходимо, чтобы данное

государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по

требованию опознавательные данные. Расходы, понесенные при проведении

операции по обнаружению и возвращению космического объекта или его

составных частей запустившему государству, покрываются этим государством.

Принцип регистрации.

По Конвенции 1975 года о регистрации объектов, запускаемых в

космическое пространство, каждый запускаемый объект подлежит регистрации

путем занесения в национальный регистр. Генеральный секретарь ООН ведет

Реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые

запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.

Когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше

в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот

космический объект. Если в отношении любого такого объекта имеется два или

более запускающих государств, то они совместно определяют, которое из них

зарегистрирует этот объект. Содержание каждого регистра и условия его

ведения определяются соответствующим государством.

Каждое государство регистрации представляет Генеральному секретарю ООН

в ближайший ощутимый срок следующую информацию о каждом объекте, занесенным

в регистр:

название запускающего государства или запускающих государств;

соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный

номер;

дату и территорию или место запуска;

основные параметры орбиты, включая:

38. период обращения,

39. наклонение,

40. апогей,

41. перигей,

42. общее назначение космического объекта.

Если применение положений этой Конвенции 1975 года не позволило

государству-участнику опознать космический объект, который причинил ущерб

ему или любому его физическому или юридическому лицу либо который может

иметь опасный или вредоносный характер, другие государства-участники,

включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за

космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной

степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от

его имени через Генерального секретаря просьбу о помощи в идентификации

объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях. Государство-

участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально

возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах

событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания помощи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.