Рефераты. Курс лекций по международному праву






вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно

проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из

определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не

имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений,

что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на

принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает,

что все нормы международного права применяются ко всем государствам

одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие

особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в

себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному

суверенитету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других

государств;

* Территориальная целостность и политическая независимость государства

неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои

политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои

международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя

обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия

в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств

одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате

которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс

международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности

этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция

государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция

является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем,

вмешательством считаются любые меры государств или международных

организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту

международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю

компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы

миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно

относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое

вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое,

политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли

решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.

Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и

другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или

организациями, находящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип

был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г.

Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость

незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и

т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более

широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды

посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей

захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения

территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами

природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в

следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко

сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может

рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения

территориальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в

соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в

будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу

силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние

действия или требования, направленные на их изменение положения линии

границы, ее юридического оформления или фактического положения линии

границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом

неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает

обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с

другим государством, а также право контролировать движение через границу.

Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше

региональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе -

Заключительном акте СБСЕ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного

принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого

государства, свободное присоединение к независимому государству или

объединение с ним, или установление любого другого политического статуса,

свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом

права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в

неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине

текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной

целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень

тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства,

что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива

остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных

действий, лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий,

направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности

и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г.

Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий

их политических, экономических и социальных систем в следующих

направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав

человека; осуществление международных отношений в экономической,

социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с

принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и

принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому

развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет

характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному

праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в

нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным

способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств

является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия

обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из

общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам,

действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г.

добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлении

своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и

административные правила, государства должны сообразовываться со своими

обязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе о

международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация

выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм,

подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного

права - принципу добросовестного выполнения обязательств по международному

праву”.

Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают

остальные ее струкутрообразующие элементы. Система МПП делится на отрасли -

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

более или менее обособленные международные отношения, отличающиеся

качественным своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руководствуется

общими принципами МПП, имеет и свои “собственные” принципы. Например, в

космическом праве действует принцип запрещения национального присвоения

космического пространства и т.п. Деление на отрасли МПП до сих пор является

предметом научных споров и поэтому выглядит весьма приблизительным: право

международных договоров, регулирующее порядок заключения, исполнения и

прекращения международных договоров; право международных организаций,

регулирующее учреждение и деятельность межгосударственных организаций.

Помимо этих отраслей существуют право международной безопасности;

международное гуманитарное право; дипломатическое и консульское право;

международное морское право; международное воздушное право; международное

космическое право; международное уголовное право; международное

экономическое право; международное атомное право; международное

экологическое право; международное право в период вооруженных конфликтов.

Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований -

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или

нескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли

международного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период и

гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет

регулирования остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, но

меняются условия предмета регулирования.

Международно-правовой институт - группа международных норм,

регламентирующих более или менее однородные отношения. При этом, однако,

отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются

качественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, “не

дотягивают” до статуса отраслевых. В качестве примера можно привести

институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания или

правопреемства и т.д.

Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некоторые

важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Международно-

правовые нормы делятся:

* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;

* по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющие

всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональные

(обладающие региональной спецификой и служащих источником для выработки

глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие

на ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусторонние

отношения);

* по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения от

универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не

признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и

диспозитивные (допускающие отступления от них по соглашению во

взаимоотношениях сторон);

* по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретные

правила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные

(регулирующие процессы создания и осуществления международного права);

* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - на

обычные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные

(создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы

решений международных организаций (вспомогательные).

Различаются кроме того “жесткие” и “мягкие” нормы МПП. Вторые, в

отличие от первых, не порождают четких прав и обязанностей, а лишь дают

общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Для

подобных норм характерны формулировки типа “добиваться”, “стремиться”,

“принимать необходимые меры” и т.п.

1 Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.-

М.,1968.- С.231-232.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.