Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность и функции международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и другие
структурообразующие элементы системы международного
права.
1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и
международная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние
века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между
государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое,
однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium”
(право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения
римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима,
а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было
модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или
“международное право”).
Международное право - это особая правовая система, регулирующая
международные отношения его субъектов посредством юридических норм,
создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного
(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы,
характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Субъект международного права - это самостоятельное образование,
которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно
обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в
создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права
относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение,
государство-подобные образования, международные учреждения.
Объектом данной отрасли права является регулирование системы
международных отношений, которые выступают как совокупность экономических,
политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных
связей между государствами, основными социальными, экономическими и
общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между
народами в широком смысле этого слова.
Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с
внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много
сходных черт и отличий. Сходства между международным и
внутригосударственным правом заключаются в том, что они:
* представляют собой совокупность юридических принципов и норм -
обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть
обеспечено принудительно;
* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли -
институты - нормы);
* используют практически одни и те же юридические конструкции и
определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей
спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в
национальном праве.
В то же время своеобразие международного права проявляется в различных
аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту
регулирования, поскольку международное право охватывает своей
регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного
иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует
отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая
приоритет внутренним отношениям в данном обществе.
Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются
физические и юридические лица, органы государства, то субъектами
международного права - главным образом образования, имеющие публичный
характер на международной арене (государства, нации и народы,
государствоподобные образования и т.д.).
В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы
различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает
нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и
договоры.
В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых
системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного
органа, нормы международного права создаются самими субъектами
международного права, прежде всего государствами, путем соглашения,
сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов
МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху
вниз”, то международно-правовые нормы - “горизонтально”.
В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер
которых находится в зависимости от социальной природы данного государства,
нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.
В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует
судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах,
функционирование международного права и прежде всего его применения
существенно отличаются от функционирования и применения
внутригосударственного права.
Содержание и сущность международного публичного права раскрывается
также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаются
прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования,
форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП
выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физические и
юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс
международных отношений в различных областях прежде всего
межгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются
частноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП
относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то
источниками МЧП служат национальное законодательство, международные
договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные
отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в
качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если
основной формой ответственности в МПП является международно-правовая
ответственность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП -
глобальная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое
МЧП).
Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое
проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направленность
(регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде
всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким
образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда,
способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоятельной
правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как
международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие
более-менее однородные отношения.
Функции МПП - это основные направления его воздействия на социальную
среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним
признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические
функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей
системы международных отношений, относятся:
* функция поддержания в системе международных отношений должного
стабильного порядка;
* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и
институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение
конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);
* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении
взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного
сообщества;
* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в
передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в
просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в
духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно
касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое
сообщество).
Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое
регулирование межгосударственных отношений, вошли:
* координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают
общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений
государств;
* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами
твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное
существование и общение;
* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП
имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам
поведения;
* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов,
которые защищают законные права и интересы государств (при этом не
существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае
необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание
международного правопорядка).
Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. При
создании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных аспекта
правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй
- о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись о
содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5