Рефераты. Курс лекций по международному праву






Курс лекций по международному праву

Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

1. Понятие, сущность и функции международного права.

2. Источники и процесс международного правотворчества.

3. Основные международно-правовые принципы и другие

структурообразующие элементы системы международного

права.

1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и

международная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние

века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между

государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое,

однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium”

(право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения

римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима,

а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было

модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или

“международное право”).

Международное право - это особая правовая система, регулирующая

международные отношения его субъектов посредством юридических норм,

создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного

(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы,

характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права - это самостоятельное образование,

которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно

обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в

создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права

относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение,

государство-подобные образования, международные учреждения.

Объектом данной отрасли права является регулирование системы

международных отношений, которые выступают как совокупность экономических,

политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных

связей между государствами, основными социальными, экономическими и

общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между

народами в широком смысле этого слова.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с

внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много

сходных черт и отличий. Сходства между международным и

внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм -

обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть

обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли -

институты - нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и

определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей

спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в

национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различных

аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту

регулирования, поскольку международное право охватывает своей

регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного

иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует

отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая

приоритет внутренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются

физические и юридические лица, органы государства, то субъектами

международного права - главным образом образования, имеющие публичный

характер на международной арене (государства, нации и народы,

государствоподобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы

различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает

нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и

договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых

системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного

органа, нормы международного права создаются самими субъектами

международного права, прежде всего государствами, путем соглашения,

сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов

МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху

вниз”, то международно-правовые нормы - “горизонтально”.

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер

которых находится в зависимости от социальной природы данного государства,

нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует

судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах,

функционирование международного права и прежде всего его применения

существенно отличаются от функционирования и применения

внутригосударственного права.

Содержание и сущность международного публичного права раскрывается

также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаются

прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования,

форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП

выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физические и

юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс

международных отношений в различных областях прежде всего

межгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются

частноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП

относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то

источниками МЧП служат национальное законодательство, международные

договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные

отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в

качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если

основной формой ответственности в МПП является международно-правовая

ответственность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП -

глобальная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое

МЧП).

Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое

проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направленность

(регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде

всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким

образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда,

способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоятельной

правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как

международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие

более-менее однородные отношения.

Функции МПП - это основные направления его воздействия на социальную

среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним

признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические

функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей

системы международных отношений, относятся:

* функция поддержания в системе международных отношений должного

стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и

институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение

конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении

взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного

сообщества;

* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в

передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в

просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в

духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно

касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое

сообщество).

Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое

регулирование межгосударственных отношений, вошли:

* координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают

общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений

государств;

* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами

твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное

существование и общение;

* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП

имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам

поведения;

* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов,

которые защищают законные права и интересы государств (при этом не

существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае

необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание

международного правопорядка).

Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. При

создании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных аспекта

правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй

- о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись о

содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.