Рефераты. Курс лекций по международному праву






а политической силы, что уже не влечет международно-правового характера.

Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом, что

находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по

международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны

соблюдаться).

Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они

детерминированы условиями существования государств. Признание за МПП

обязательной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества и

коренными интересами государств. МПП ограничивает свободу действий

государств, но не его суверенитет. Более того, оно дает ему все большие

гарантии. Оно разграничивает сферы действия суверенитета государств,

регулирует взаимодействие суверенных властей, тем самым устраняя

возможность “наложения и коллизий суверенитетов”. МПП расширяет

возможности суверенной власти, благодаря чему последняя приобретает

возможность и способность юридически регулировать международные отношения,

увеличивая тем самым степень своего политического влияния на мировое

развитие. Таким образом, принимая на себя международно-правовые

обязательства, государство расширяет возможности осуществления своих

суверенных прав, иначе оно бы их не принимало.

МПП, находясь в ряду других механизмов регулирования международных

отношений (политика, идеология, мораль), имеет с ними весьма сложные

взаимосвязи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности

государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия

на окружающую среду, в состав которого входит и международное право. МПП

открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее

распоряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии, то она

является важнейшим инструментом создания норм международного права. В то же

время, МПП не является результатом какой-то определенной политики,

представляет собой самостоятельное социальное явление и, более того,

ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так, в Уставе СНГ среди

основных принципов содержится и такой как “верховенство международного

права в межгосударственных отношениях” (ст.3).

Идеология и международное право суть явления взаимосвязанные. Они оба

относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими

средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и

право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а

также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология

воздействует на международное право как через политику, так и

непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные

философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и

международно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль в

функционировании международного права. Так, например, в период “холодной

войны” у определенной части западных юристов-международников существовала

устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в

идеологии соглашения между социалистическими и капиталистическими

государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный

идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что

СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские

правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, являются утверждения А.Гитлера:

“...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной

и той же мировоззренческой платформе”.

В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями,

принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП

регламентирует и содержание идеологической деятельности на международной

арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или

нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В

настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и

права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о

преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов

идеологической войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит

фактором дальнейшего развития мирового развития.

Постоянное взаимодействие существует также между международной

общечеловеческой моралью и международным правом. Нередко моральные нормы

превращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы,

соответствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступления

против мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными

нормами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в

принципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “В

сущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права,

основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости...

Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного права

выражает вековые чаяния народов”.1 Показательным является также тот факт,

что фундаментальный принцип международного права - принцип добросовестного

соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принципом

международной морали, международного “кодекса джентльменского поведения”

государства.

В настоящее время роль международного права возрастает, так как

мировое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после

ликвидации послевоенной биполярной модели международного развития. С одной

стороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отношений;

с другой стороны, развивается общемировое информационное пространство,

которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны,

нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами,

которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу

политического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется роль

международных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали в

период “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях

международное право может выступить инструментом поддержания порядка в

мировом сообществе, обеспечить преемственность между позитивными

достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью

международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН

на 60-м пленарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о

провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.

2. Если социальным содержанием международного права является

согласованная воля субъектов, то его юридическим содержанием - правило

поведения. Правило поведения есть юридическое содержание понятие нормы.

Норма международного права - это правило поведения, которое признается

государствами и другими субъектами международного права в качестве

юридически обязательного. Таким образом, международное право существует в

форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного

права означает процесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашение

субъектов, являющееся единственным способом создания норм. Конечным

результатом нормотворчества является возникновение источника международного

права. Источником международного права принято считать форму выражения его

нормы и соответственно - форму нормотворчества.

Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников

международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками

которого является большинство государств мира. Это - Статут Международного

суда, ст.38 которого, сформулированная еще после первой мировой войны для

Постоянной палаты международного правосудия, гласит: “Суд, который обязан

решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а). международные конвенции, как общие, так и специальные,

устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б). международный обычай как доказательство всеобщей практики,

признанной в качестве правовой нормы;

в). общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г). с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины

наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций

в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”.

Тем не менее, приходится признать, что источники сформулированы

довольно туманно, поэтому необходимо их более четко классифицировать. Все

источники международного права разделяются на две основные группы: основные

и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ко

второй относятся решения международных организаций, внутригосударственное

законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области

международного права.

Международный обычай - сложившееся в международной практике правило

поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо)

юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b”

п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, принятой в

качестве правовой нормы”.

В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый,

традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило,

за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть

достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.