Рефераты. Взаимосвязь стилей руководства и психологического климата в коллективе






Таким образом, нам удалось доказать, что наша гипотеза о том, что стиль руководства и личностные качества руководителя определяют психологический климат в коллективе, выдвинутая в начале этой работы, подтвердилась.

РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей

Изучить всевозможные стили руководства и стараться применять их в зависимости от конкретной ситуации.

1   Стараться управлять людьми по их "положительным отклонениям". Замечать любые позитивные детали и приветствовать их публично.

2   Создавать атмосферу доверия, показывать подчиненным, что вы верите в их способности и возможности.

3   Оценивать в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.

4   Быть терпимым к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных.

5   Не пренебрегать компромиссами, уступками.

6   Стараться обращаться к своим подчиненным, привлекайте их в принятии важных решений, учитывайте их мнение.

7   Овладевать техникой саморегуляции (релаксация, аутотренинг, медитация-визуализация и другое), чтобы уметь контролировать свои эмоции и трезво оценивать различные ситуации.

8   Соблюдать этику деловых отношений.

9    Быть терпимым к чужому мнению, уважать право на свою точку зрения.

10    Не вести "закулисные игры", то есть на месте разрешать непонятные вопросы, конфликты, по возможности не привлекая третьих лиц.

11    Быть требовательным, в первую очередь, к себе, а потом уже к остальным.

12    Активно интересоваться и принимать участие в коллективных делах, "не стоять в сторонке".

13    Уважать право каждого на личную жизнь. Не обсуждать личную жизнь сотрудников.

14    Предлагать свою поддержку, помощь тем, кто нуждается в ней, делая это от чистого сердца.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1             Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ,1980. – 250 с.

2             Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.

3             Антонюк В.И., Золотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы социально-психологического климата в советской социальной психологии./Социально-психологический климат коллектива. М., Наука. 1979. с. 5-25.

4             Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология - М.: Воениздат, 1986. – 240 с.

5             Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА, 1987. - 160 с.

6             Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности - Наука, №4, 1974. – 80 с.

7             Глоточкин А.Д. Общественное мнение, групповое настроение, традиции в коллективе. - М.: ВПА, 1971. – 230 с.

8             Головин С.Ю. Словарь психолога – практика - Мн.: Харвест, 2003 г. – 976 с.

9             Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 464с., ил.

10        Гуревич А.Д. Социально-психологические особенности коллектива. - М.: Наука, 1986. – 324 с.

11        Давыдов Г.А. Социальная психология. – М.: ВПА, - 200 с.

12        Дьяченко М.И. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя. -М.: Воениздат, 1978 – 120 с.

13        Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание "Наука", 1996.- 340 с.

14        Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Наука, 1994 – 400 с.

15        Карелин А. А. Психологические тесты.. – М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2002. – т.2 – 248 с.

16        Корчемный П.А., Лаптева Л.Г., Михайловский В.Г.. Психология и педагогика - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – 296 с.

17        Кричевский Р.Л. "Если вы – руководитель…" - М.: Дело, 1996. 260 с.

18        Кpичевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой гpуппы. - М:МГУ,1991. – 300 с.

19        Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное взаимодействие. – СПб.: "Питер", 2001. – 544 с., ил.

20        Кузьмин Е.С., Свенцицкий А.Л. Л.: Промышленная психология. /Под ред. Лениздат, 1976, 171 с.

21        Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л. 1986, с.164.

22        Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л. 1967., с. 129.

23        Кузьмин Е.С., Волков И.Б., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат. 1974. с. 167.

24        Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс - СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

25        Немов Р.С. Психология – М.; гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

26        Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения. /Под ред. Ядова В.А. Л., Изд-во "Наука" 1981. 192 с.

27         Петpовский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. – 600 с.

28        Познанский Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полке. – М.: Наука, 1980. – 280 с.

29        Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.

30        Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, - М.: Аспект –Пресс, 1999. – 470 с.

31        Пустовалов С.Б. Настольная книга психолога – практика. – М.: Военный университет, 1996. – 560 с.

32        Розанова В.А. Психология управления.– М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. – 2002. – 400с.

33        Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М.; Изд. "Экзамен", 2002. – 512 с.

34        Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 600 с.

35        Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону; Издательство "Феникс", 1997. – 512 с.

36        Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 1997. – 460 с.

37        Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. – М.: ГА ВС, 1994. – 120 с.

38        Управление персоналом. Учебник для ВУЗов./Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М:Банки и биржи. ЮНИТИ. 1998. 423 с.

39        Урбанович А.А. Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.

40        Утлик Э.П. Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992. – 400 с.

41        Феденко Н.Ф., Галицкий А.Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов. - М.: ВПА, 1982. – 136 с.

42        Хаханьян Г.Д. Основы психологии. - М.: Госиздат, 1924. 289 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Психологическая структура управленческих способностей


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Сравнительная характеристика трех стилей управления

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы.

Дела в группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль

Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы.

Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.

Либеральный стиль

Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Основные параметры трех стилей управления

Параметры стилей управления

Виды стилей управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1. Принятие решения и определения задач

Лично руководителем

С учетом предложений подчиненных

Одобрение и согласие с мнением подчиненных

2. Способ доведения решения

Приказ, категоричное требование

Совет, рекомендация, намек

Просьба, упрашивание

3. Степень регламентации действия

Высокая

Оптимальная

Низкая (максимальная свобода подчиненных)

4. Характер общения руководителя с подчиненными

Короткое, деловое, сухое

Более продолжительное, не только деловое, но и личностное

Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему

5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных

Делает упор на взыскания

Делает упор на поощрения

Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных

6. Мнение руководителя о подчиненных

Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает

Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в измерении оценок

Оценок подчиненным практически не дает

7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных

Недоверчивое, негативное

Поощрение проявления инициативы

Переоценка возможностей инициативы подчиненных

8. Морально-психологический климат в организации.

Напряженный

Оптимальный

Крайне изменчив.

9. Показатели деятельности организации

Высокие количественные, средние качественные

Средние количественные, высокие качественные

Нестабильные показатели

10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных

Повышенный

Средний

Отсутствует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.