Рефераты. Взаимосвязь стилей руководства и психологического климата в коллективе






Второй блок исследования был направлен на исследование способности управлять коллективом. Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности непосредственно связано с признаками руководителя, к которым можно отнести следующие: умение отличать главное от второстепенного; умение сконцентрировать силы на решающем направлении; личная воля, ответственность и требовательность; владение моделированием и оптимальная мобильность в выборе продуктивного варианта действий; рациональная технологичность в управлении; умение выйти за рамки непродуктивных стереотипов-блокираторов, которые зачастую ограничивают продуктивное развитие организации.

Компетентный и опытный руководитель не будет подменять свой персонал, но всегда окажет помощь своему сотруднику в нестандартных ситуациях. Предъявляя высокую требовательность к ним, руководитель оперативно осуществляет функциональный маневр кадрами.

Исследование способности к руководству проводилось по таким методикам, как "Какой вы руководитель?", "Оценка стиля управления", "Способны ли вы стать руководителем?" и дало следующие результаты:

Методика "Какой вы руководитель?" (разработан П. Хэрси и Х. Бланшардом).

От 0 до 5 – два человека (начальник филиала склада по ул. Брянская– 5; супервайзер направления продукции "Mars" и "Балтимор" – 3) - по складу больше специалисты, чем руководители. Если учитывать результат исследования первого блока, то у супервайзера направления продукции "Mars" и "Балтимор" также не были выявлены и лидерские качества. Про начальника филиала склада по ул. Брянская работе можно сказать, что, возможно это связано со спецификой его работы (с малым количеством людей,), проявив лидерские качества, он больше специалист, чем руководитель.

От 6 до 10 – два человека (начальник отдела продаж – 10; супервайзер направления "Вимм Билль Данн" – 7) - нельзя сказать, что это сильные линейные руководители, но в возглавляемом подразделении дела идут неплохо, следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и к мнению коллектива, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе. Анализ предыдущих результатов тестирования выявил у супервайзера направления "Вимм Билль Данн" наличие лидерских качеств. Сравнивая эти результаты необходимо сказать о занятии данным испытуемым спортом, наличием неоднократных побед на различного уровня соревнованиях, чего нельзя сказать о начальнике отдела продаж, результаты которого о наличии лидерских способностей оказались ниже среднего, т.е. слабо выраженными, что не отражается на его функциональных обязанностях, учитывая опыт работы в этой сфере деятельности (начинала работать в качестве торгового агента).

От 11 до 15 – четыре человека (начальник отдела закупа продукции– 12; начальник складского хозяйства– 12; супервайзер направления " детское питание"– 11; супервайзер направления замороженной продукции– 13) - относятся к типу руководителя-организатора, умеют сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах: проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему заказа оптимального (реально выполняемого) объема продаваемой продукции, проблему материально-технического снабжения. Сила их в том, что они никогда не идут на поводу у текущих дел, отделяют главное от второстепенного, умеют, во что бы то ни стало добиваться решения принципиальных проблем, не останавливаются перед взысканиями. Эти руководители связаны с непосредственным руководством, под их руководством находятся люди как обученные работе торгового представителя прежде, , так и новички, проработавшие в компании менее года, и умение правильно организовывать их повседневную жизнедеятельность и деятельность организации в целом говорит об их эффективном руководстве и о выявленных у них средних лидерских способностях.

От 16 до 20 – четыре человека (генеральный директор– 16; заместитель генерального директора – 17; помощник начальника складского хозяйства

– 17; супервайзер районных торговых агентов – 18) - могут вывести из прорыва подразделение, но им трудно работать в "текучке". Ищут острые ситуации, стремятся к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладают необходимыми управленческими способностями, имеют ярко выраженные лидерские качества, выявленные в ходе предыдущего исследования.

На рисунке 2 в Приложении К по данному исследованию показано, что 0-5 – больше специалист, чем руководитель; 6-10- слабый руководитель; 11-15-хороший организатор и исполнитель; 16-20- ярко выражены управленческие способности, хороший организатор, направлен на карьерный рост, о чем и говорилось выше.

Методика на самооценку "Способны ли вы стать руководителем?" отражена в Приложении К рисунке 2.

Из рисунка К 2 видно, что: больше 40 очков набрали – генеральный директор – 45; заместитель генерального директора – 41; помощник начальника складского хозяйства– 41; супервайзер направления замороженной продукции– 43; супервайзер районных торговых агентов – 43 - значит, у них есть задатки стать хорошими руководителями с современным стилем поведения. Они верят в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не терпят в своем коллективе лодырей, не стараются завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных являются не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом. Учитывая результаты предыдущих исследований, подтверждается наличие у них лидерских и управленческих способностей, что в целом и отражается на их взаимодействии с подчиненными.

От 10 до 40 очков набрали – начальник отдела продаж– 11; начальник отдела закупа продукции– 15; начальник складского хозяйства– 15; супервайзер направления "Вимм Билль Данн"– 35; начальник филиала склада по ул. Брянская– 33; супервайзер направления " детское питание"– 38 - руководят определенными объектами и работами, но нередко сталкиваются с трудностями. Стараются быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могут выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывают им помощь и дают разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость. Также соответствуют анализу результатов предыдущих исследований, где у них выявились средние лидерские качества.

Менее 10 очков набрал супервайзер направления продукции "Mars" и "Балтимор"– 9 – у него мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, нужно обрести веру в людей и самого себя. Анализ предыдущих результатов исследования показал его как неэффективного лидера с низкими управленческими способностями, неумеющего правильно организовать работу и взаимодействие с людьми своего подразделения и с вышестоящим руководством.

Тестовая методика "Оценка стиля управления" - рисунок 3 в Приложении Л.

Авторитарно-единоличный. Минимальная (0-7) оценка выявилась у четырех человек: супервайзер направления продукции "Mars" и "Балтимор"– 6; супервайзер направления "Вимм Билль Данн"– 3; начальник филиала склада по ул. Брянская– 4; супервайзер направления " детское питание"– 4. Это проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных, что также в той или иной степени было выявлено в результатах предыдущих методик.

Пассивно-попустительский. Средняя (8-13) у двоих человек: начальника отдела продаж– 10; супервайзер направления продукции "Mars" и "Балтимор"– 9 - отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию. Анализируя предыдущие исследования, эти исследуемые показали также слабые лидерские качества и слабые управленческие способности.

Единолично-демократический. Минимальная (0-7) у одного человека: начальник складского хозяйства – 7, что свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах. Это подтверждается анализом результатов его тестирования на лидерские качества и способность к управленческой деятельности.

Средняя оценка (8-13) у двоих человек: помощник начальника складского хозяйства– 11; супервайзера направления замороженной продукции– 11 - раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчиненных, развивать коллективное мнение – подтверждается результатами их предыдущего тестирования, где у них были выявлены средне выраженные лидерские качества и умение организовывать и управлять людьми.

Высокая оценка (14-20) у троих человек: генерального директора – 17; заместителя генерального директора– 16; супервайзера районных торговых агентов – 16. Наличие этой оценки отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе. На протяжении всего исследования эти испытуемые показывают высокие лидерские и управленческие способности, о чем говорят результаты тестирования.

Обобщая результаты тестирования по второму блоку, направленному на исследование стилей управления у руководящего состава, можно сказать, что основной состав руководства имеет лидерские и управленческие способности, правильно организовывает свою работу с подчиненными. В целом руководящий состав, связанный с непосредственным взаимодействием со своими подчиненными выбрал единолично-демократический и авторитарно-единоличный стиль управления, что также обосновывается особенностями их профессиональной деятельности. Практически все руководители отдельных подразделений и непосредственный руководитель организации правильно подбирают стиль руководства используя при этом наличие своих лидерских качеств и способности управлять людьми в зависимости от определенной обстановки и ситуации.

 Третий блок – это исследование основных организаторских и коммуникативных способностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.