- организационные изменения, определяемые по скорости бизнес-процессов до и после нововведений [10].
Сбалансированная система показателей Нортона и Каплана включает набор показателей, описывающих эффективность управления кадрами в четвертой проекции показателей «обучения и роста»: количество высокомотивированных работников считают в результате участия в e-Learning и тренингах, найма и сохранения компетентных работников, переподготовки в стратегически важных областях. Показатели четвертой проекции (бизнес-процессы, потребители, финансы) для достижения стратегических целей, например максимизации акционерной стоимости.
Сбалансированная система McKinsey в части мониторинга лидерства включает отслеживание таких важных для успеха/кризиса черт лидера компании, как (в порядке убывания значения):
- совместное с Правлением фирмы понимание стратегических направлений будущего развития;
- энергия, амбиции, драйв;
- хорошие рабочие отношения с Правлением и менеджеров;
- поминание специфики отрасли;
- понимание Правлением основных обязанностей лидера;
-понимание культуры компании.
Консультанты McKinsey оценивают эффективность работы членов Правления по таким показателям, как среднее/индивидуальное количество часов в месяц, проведенное для компании (18 часов в среднем для компании в США), соблюдении формата и объема обсуждаемой на собраниях Правления информации и т.п. Существуют частные методики эффективности управления персоналом, в частности, в рамках мероприятий по обучению сотрудников с применением электронных средств (e-Learning), а также в рамках специальных тренингов.
Методы для оценки e-Learning включают методики расчета затрат на основе совокупной стоимости владения (Total cost of Ownership), функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing), а также методики расчета затрат и выгод на основе анализа и издержек (Cost Benefit Analysis) и адаптированной сбалансированной системы показателей Нортона и Каплана. Совокупная стоимость владения, функционально-стоимостной анализ – это модели, включающие прямые и косвенные затраты по приобретению и использованию оборудования для e-Learning проекта.
Анализ выгод и издержек состоит из следующих трех этапов:
- сбор данных по текущим бизнес-процессам фирмы, например организация процесса обучения, техническая архитектура e-Learning системы, ее стоимость;
- определение будущих требований и длительности жизненного цикла проекта;
- расчеты нескольких альтернативных вариантов проекта на основе ожидаемых доходов [23].
Одна из наиболее распространенных и в то же время наиболее простых классификаций кризисов организаций содержит всего два типа кризисов: кризисы внезапные и кризисы тлеющие. Внезапный кризис может быть определен как «непредвиденное и внезапное нарушение деятельности организации. Причинами внезапных кризисов являются следующие факторы:
- авария, повлекшая за собой потерю, разрушение или порчу имущества;
- внезапная смерть или недееспособность ключевого руководителя организации;
- выброс или утечка в окружающую среду вредных или загрязняющих веществ;
- значительное сокращение или прекращение коммунальных и иных услуг, необходимых для ведения бизнеса;
- нарушение работы компьютерных систем, сетей и электронной почты;
- стихийное бедствие, нарушающее ведение бизнеса и угрожающее персоналу;
- акт насилия на предприятии, затрагивающий персонал, членов их семей или потребителей.
Все внезапные кризисы можно подразделить на два подтипа:
- кризис непрерывности (бесперебойности) – остановка бизнеса из-за непосредственного воздействия непредвиденного события (катастрофы, несчастного случая);
- кризис репутации (кризис доверия, кризис огласки) - остановка бизнеса в результате обсуждения в СМИ и среди заинтересованных сторон негативного события (реального или вымышленного) или информации о негативном событии.
Очевидно, что антикризисный менеджмент в отношении этих двух подтипов внезапных кризисов должен быть различным. В первом случае (кризис катастрофы, или кризис непрерывности бизнеса) задача антикризисного менеджмента состоит в как можно более быстром восстановлении бизнеса и ликвидации последствий катастрофы. Во втором случае (кризис репутации) целью антикризисного менеджмента является, прежде всего, проведение целенаправленной PR-кампании, призванной восстановить доброе имя фирмы.
Специфика внезапного кризиса состоит в его быстром, практически мгновенном наступлении: час тому назад его еще не было, а сейчас он уже в полном разгаре. Развитие внезапного кризиса отследить очень сложно, поэтому при наступлении внезапного кризиса надо действовать очень быстро.
Тлеющий кризис - серьезная проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента ее выявления не было известно, ни внутри организации, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам. Причинами тлеющих кризисов являются:
- нарушения установленных государством норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.);
- неудовлетворенность покупателей (потребителей) качеством товаров, обслуживанием и ценами;
- расследование со стороны государственных, региональных или местных органов власти (фискальных, надзорных, контрольных и др.);
- наличие серьезных внутренних проблем, о которых должны были бы быть проинформированы акционеры, потребители, инвесторы, государственные органы, но которые, тем не менее, от заинтересованных сторон скрывались.
Тлеющий кризис развивается постепенно и поэтому задача антикризисного менеджмента состоит в выявлении кризиса на его ранней стадии, а также в предотвращении перехода тлеющего кризиса в острую стадию. Тем самым негативные последствия тлеющего кризиса сводятся к минимуму.
Существует несколько классификаций стадий кризиса. Применительно к практике антикризисного менеджмента представляется целесообразным выделить три стадии кризиса:
- начальная стадия кризиса;
- промежуточная стадия кризиса;
- острая стадия кризиса.
Внезапный кризис всегда находится в острой стадии. Что касается кризисов тлеющих, то задача антикризисного менеджмента состоит как раз в том, чтобы выявить кризис на как можно более ранней стадии и купировать его дальнейшее развитие. Влияние стадии кризиса на содержание антикризисного менеджмента представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Антикризисный менеджмент на различных стадиях кризиса
Стадия кризиса
Содержание антикризисного
менеджмента
Начальная стадия
Угрозы существованию организации еще нет и нет необходимости проводить экспресс-диагностику состояния организации и осуществлять чрезвычайные меры стабилизации. Антикризисный менеджмент может быть ограничен диагностикой, планирование и выведением организации из кризиса в соответствии с планом антикризисных мероприятий.
Промежуточная стадия
Необходимо провести экспресс-диагностику, диагностику, планирование и выведение организации из кризиса. Осуществление чрезвычайных мер стабилизации не требуется.
Острая стадия
Требует провести комплекс мероприятий антикризисного менеджмента – экспресс-диагностику, чрезвычайные меры стабилизации, диагностику, планирование и выведение организации из кризиса.
Существуют различные организационные формы антикризисного менеджмента:
- антикризисный консалтинг;
- антикризисное управление под контролем кредиторов;
- антикризисное управление под руководством стороннего антикризисного менеджера;
- внутренний антикризисный менеджмент;
- антикризисный менеджмент в реабилитационных процедурах банкротства.
Каждая из этих форм обладает своей спецификой, которая проявляется в содержании антикризисного менеджмента. Антикризисный консалтинг - вид платных профессиональных услуг, предоставляемых антикризисными консультантами корпоративным клиентам, заинтересованным в выведении своего бизнеса из кризиса.
Содержание антикризисного консалтинга, в общем, состоит в диагностике состояния организации и в выработке рекомендаций по ее выведению из кризиса. Классический антикризисный консалтинг не предусматривает участия консультантов в мероприятиях антикризисного менеджмента в узком смысле.
В своей деятельности антикризисные консультанты должны придерживаться определенных этических правил:
- интересы клиента имеют более высокие приоритеты, чем собственные интересы;
- гарантируются конфиденциальность предоставляемых данных и проводимых работ;
- не оказываются услуги конкурирующим организациям;
- выполняются только те задания, которые соответствуют квалификации консультантов и приносят выгоду клиенту;
- работа выполняется только при условии полного понимания требований клиента;
- разрабатываются только те решения, которые можно успешно реализовать;
- при выполнении работ проводиться знакомство клиента с применяемыми принципами, методами и технологиями.
Антикризисный консалтинг конкретной организации является проектом, а не операционной деятельностью, поскольку имеет определенную цель, осуществляется в пределах лимитированного бюджета и в ограниченные сроки. Антикризисный консалтинг оформляется контрактом, сторонами которого являются заказчик (клиент), каковым может быть руководитель или собственник организации, и исполнитель – антикризисный консультант (юридическое или физическое лицо).
В контракте подробно и однозначно формулируются цель консалтинга, этапы, задачи, условия реализации, ожидаемые результаты, формы отчетности, сроки и стоимость. Подписанию контракта предшествует предпроектная стадия, в ходе которой:
1) формулируются цели и ожидаемые результаты консалтинга, в чем его необходимость и что должно быть сделано;
2) знакомство с клиентом (с Лицом, Принимающим Решения - ЛПР) и с предприятием клиента;
3) первично выявляются проблемы и трудности клиента;
4) разрабатывается программы консалтинга, включающая определение:
- запросов и потребностей клиента;
- этапов проекта и постановка задач;
- сроков, масштабов и цены проекта;
- готовится и подписывается контракт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12