Рефераты. Управление персоналом в организации (на примере ООО "Дубль-Дон")






рынка. Новая модель руководителя (менеджера)


В ближайшем и обозримом будущем менеджерам предстоит столкнуться с множеством проблем, их обуславливают специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций.

Анализ опыта менеджмента в России и за рубежом показывает, что уже сегодня технологии производства товаров, услуг и продаж достигли такого уровня, что конкурирующие товары (в т.ч. и мебель) практически не отличаются друг от друга по своим потребительским свойствам. Поэтому, как сказал П. Друкер /5/ выиграть в конкурентной борьбе возможно, создавая новые преимущества, направленные на разработку рациональных методов и критериев управления персоналом, как основного фактора эффективного выживания организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.

А профессор Школы бизнеса и государственных административных систем при университете им. Джорджа Вашингтона Питер Вейл при этом выделяет новые требования к руководителям (менеджерам) в современных условиях: больше отчетности, больше лидерства, больше внимания к коллективной работе, более тесный контакт с людьми, большая условность власти, больше индивидуальности и самоотдачи, больше стрессов, новое сочетание интеллекта и оперативных качеств[2].

Для эффективного управления организацией необходим конструктивный идеалист, который должен отвечать определенным требованиям и обладать рядом ключевых навыков /5/. Приведем некоторые характеристики менеджера, составляющие основу новой модели:

1) Руководители (и, прежде всего, менеджеры высшего звена) должны быть стратегами, и это уже понимают в российском бизнесе.

2) Он должен обладать приспособляемостью, которая характеризуется способностью определять и реагировать на неожиданные изменения, своевременно менять планы и действия, исходя из новых условий.

3) Должен использовать современные методы и технологии в процессе управления организацией, в первую очередь информационные, компьютерные.

4) Иметь развитое мышление в критических ситуациях, уметь не только оценить, но и продумать аргументы, обладать здравым смыслом.

5) Проявлять созидательность в разработке новых программ или интерпретации традиционных методов к новым условиям.

6) Должен уметь работать эффективно и как член и как лидер команды (работа в команде). Как лидер команды менеджер несет ответственность за ее формирование, подготовку участников. Почему необходима работа в команде: многообразность и сложность стоящих перед организацией проблем, их комплексный характер, растущие объемы новой информации в различных областях экономики, науки, техники, законодательстве делают невозможным единоличное принятие управленческих решений. Менеджер должен призвать в помощь мнения коллег, отвечающих за различные направления деятельности в организации.

Опыт работы ООО «Дубль - Дон» показывает, что все подразделения этой современной организации настолько тесно взаимосвязаны, что другие стили работы, кроме команды, неэффективны.

Руководитель доверяет своей команде, считает ее членов своими единомышленниками и они стараются оправдать его доверие. Кроме того, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, возможность возникновения разрушительных конфликтов. Работа в управленческой команде помогает решить и такую важную проблему, как смена и преемственность в руководстве организацией, а замена руководителя высшего ранга в условиях, когда работает управленческая команда, как правило, сопровождается наименьшими осложнениями в текущей управленческой деятельности, которую в период поиска кандидата на руководящий пост с успехом выполняет команда.

Команда подбирается с учетом сильных и слабых сторон лидера, опыта его работы.

Общеизвестна формула: без цели нет управления. Общая цель требует совместных действий, и она должна быть принята каждым членом команды.

7) Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует людей на достижение поставленных целей, предоставляет им самостоятельность в работе, контролируя ее результаты.

Приведем сравнительный анализ характеристики «старых» и «новых» менеджеров.

Таблица 7

Сравнение «старых» и «новых» менеджеров

«Старый» менеджер

«Новый» менеджер

Думает о себе как о менеджере или боссе

Думает о себе как о помощнике, лидере команды или внешнем консультанте

Использует цепь приказов

Общается со всеми, от кого зависит выполнение работы

Действует в рамках установленной организационной структуры

Изменяет структуру организации в ответ на изменение рынка

Принимает большинство решений в одиночку

Приглашает других присоединяться к принятию решений

Имеет узкую специализацию, например, в такой области как маркетинг, финансы

Имеет широкую специализацию


Социологические опросы топ-менеджеров России показали, что по их мнению главные качества успешного руководителя-лидера скорее личностного, «гуманитарного» свойства - -безупречная репутация, видение перспективы, умение подбирать команду, брать ответственность.

Менеджерский профессионализм, методики и технологии управления оказались менее важными[3].

Таблица 8

Важнейшие качества успешных руководителей-лидеров России

(по трехбалльной шкале)

Хорошая деловая репутация среди коллег и партнеров

2,9

Умение собрать команду и делегировать ответственность

за важнейшие решения

2,7

Менеджерский профессионализм, умение использовать менеджерские приемы, методики, технологии

2,6

Универсальность, способность работать в разных отраслях

2,4


По данным литературного анализа аналогичные взгляды господствуют и на Западе. Такое ранжирование качеств современных руководителей-лидеров объясняется скорей всего тем, что опрос проводился среди современных менеджеров-лидеров, опытных квалифицированных профессионалов, которым высокий менеджерский профессионализм уже свойственен, они знакомы и с современными технологиями управления (которыми, кстати сказать, должен владеть менеджер-руководитель среднего и низшего звеньев).

Какая же отдача ожидается от менеджеров-лидеров на сегодня? Данные социологического опроса ряда западных компаний свидетельствуют о следующем.

Таблица 9

Важнейшая продукция, ожидаемая от менеджеров-лидеров

(% от числа опрошенных, 1999 г.)

Долгосрочная стратегия

86

Краткосрочное планирование

40

Финансовые результаты

34

Корпоративная миссия и ценности

33

Продвижение новых товаров

25

Новшества в обслуживании клиентов

16

Предложения по слияниям и приобретениям

16

Управление активами

13

Анализ приведенных показателей еще раз свидетельствует о том, что для перспективного Российского управляющего (менеджера) будут так же важным являться способность и умение предвидеть изменения внешней среды, вовремя на нее реагировать, поддерживая эффективное функционирование организации и ее ресурсов. Для этого необходимо постоянно пополнять полученные знания, развивать навыки и умения по управлению коллективом.

 

3.2 Критерии оценки руководителя (менеджера) организации


П. Друкер как-то сказал, что конечной целью деятельности управляющих (менеджеров) должны быть оценка их деятельности в своих областях (в т.ч. и персонала), что приводит, как правило, к уверенности, что намеченная цель достигается, обеспечивается прибыль по организации /5/.

По его мнению, основными областями, в которых должны быть заданы цели деятельности управляющих, являются в организации:

1) социально-психологические:

   - удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности и ответственности, заработной платой, отношением с коллегами и руководителями и т.д.;

   - мотивация членов коллектива, когда сотрудники хотят работать в данном коллективе, быть его членами, имеют возможности для саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой карьеры;

   - авторитет руководителя в коллективе. Следует оценить, каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе:

формальным, т.е. обусловленным набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый пост;

моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных качеств личности;

функциональным, основанным на профессиональной компетентности, разнообразных деловых качеств руководителя;

   - самооценка коллектива, которая касается целого ряда его важнейших характеристик и представляет собой общий итог успешности функционирования коллектива;

2) экономические:

   - прибыльность;

   - производительность;

   -качество продукции, услуг;

   -нововведения;

   -стабильность существования организации.

Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам (управляющим), их образованию, навыкам, подготовке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.