Рефераты. Управление на базе стратегического планирования






Стратегическое планирование – это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование является основой для всех управленческих ре­шений. Функции организации,  мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Процесс  стратегического планирования  обес­печивает  основу  для  управления членами организации. 

Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в на­шей стране, можно отметить, что стратегическое планирова­ние становится все более  актуальным для российских пред­приятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

 Проблеме стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе (Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд и мн. др.), но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию была вызвана преобразованием централизованного планирования в систему государственного регулирования. Это потребовало кардинального пересмотра всех элементов  системы внутрифирменного планирования.

Сегодня выбор работ российских авторов, которые уделяют пристальное внимание разработке средств, методов и технологий обоснования плановых решений на отечественных предприятиях, достаточно велик. Среди них можно выделить «Внутрифирменное планирование» М.И. Бухалкова, «Стратегический менеджмент» А.И. Панова и И.О. Коробейникова, «Стратегическое управление» А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина и т.д.

Главная цель данной дипломной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач

1)       сформулировать необходимость стратегического планирования как основы для дальнейшего развития и роста предприятия;

2)       определить сущность и содержание стратегического планирования;

3)       изучить функции стратегического планирования и пути их реализации;

4)        охарактеризовать этапы стратегического планирования;

5)       выяснить, как происходит процесс разработки и внедрения стратегии развития на предприятии;

6)       выявить, каковы преимущества и недостатки стратегического планирования;

7)       сделать выводы из проделанной работы.

Дипломная работа состоит из двух глав: в первой главе рассматривается содержание понятия развития предприятия на базе стратегического планирования, вторая глава посвящена всестороннему изучению аспектов разработки оптимальной стратегии предприятия, выявлению и исправлению ее недостатков.

1 Стратегическое планирование как функция управления

1.1 Управления развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента


В настоящее время важнейшей предпосылкой стра­тегического планирования и роста объемов производства на отечест­венных предприятиях стало развитие свободных рыночных отноше­ний, их постоянное и непрерывное совершенствование. Следовательно, стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствова­ния различных производственно-технических факторов и организаци­онно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качест­ва работы персонала и уровня жизни своих работников [11; с.75].

Стратегическое управление в значительной степени представляет со­бой управление развитием. Управление любым объектом можно предста­вить   как управление функционированием и управление развитием. Что­бы выделить особенности управления развитием, необходимо уточнить, что такое развитие и что такое функционирование объекта управления.

Развитие — это движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объекта. Развитие озна­чает его эволюцию, улучшение, совершенствование, прогресс, а так­же рост и расширение. Применительно к организации развитие озна­чает устойчивые изменения направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности       организации.

Функционирование — это обычная работа, деятельность, жизнедеятельность (организма, механизма, учреждения), выполнение функций, обязательных для продолжения существования.    Функционировать — означает действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функционирование — это выполнение стандартных операций в относи­тельно неизменных условиях.

Функционирование и развитие — две стороны одного процесса. Иногда трудно провести границу между ними, в то же время они явля­ются относительно самостоятельными сторонами бытия объекта [18; с.11].   

Объектами развития и функционирования могут быть объекты живой     и неживой природы. Развиваются и функционируют организм, человек, общество, город, регион, страна и т.д. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерчес­кие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиоло­гическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться   в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная пе­рестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится веду­щим критерием развития объекта управления.

Развитие может проявляться в осуществлении новой комбинации уже известных вещей, сил и процессов. Новая комбинация может по­явиться в результате применения принципиально новых процессов и технологий, а может быть получена посредством небольших и относи­тельно малых усовершенствований.

Форма и содержание экономического развития определяются тем, какие новые комбинации факторов возникают и как они осуществля­ются.


Новые комбинации могут возникать в результате:

ü                производства нового блага;

ü                внедрения нового метода производства уже известного блага;

ü                освоения нового рынка сбыта;

ü                получения нового источника сырья, материалов, знаний;

ü                проведения реорганизации, в том числе с целью получения монопольного положения или использования других дефектов рынка          [64; с.158].

Развитие коммерческого предприятия, например, выражается в том, что предприятие:

ü                осваивает выпуск новой продукции;

ü                использует новые технологии и методы производства, в частно­сти современные информационные системы;

ü                применяет современные методы менеджмента;

ü                осваивает новые рынки сбыта;

ü                патентует основные изобретения и ноу-хау с целью дальнейшего лицензирования;

ü                формирует собственные филиалы;

ü                вступает в стратегические альянсы с другими аналогичными фир­мами с целью получения монопольного положения и использо­вания ценовой дифференциации.

 Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение социально-экономического развития организаций, стран и сообществ проявлялось в XX веке. Увеличивалась скорость распростра­нения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономи­ческого развития увеличивались. В начале XXI века страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необхо­димостью самообновления, так как темпы научно-технического и соци­ального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей их собственного непрерывного развития[18; с.14].

В постоянно меняющихся условиях современного мира развитие организаций является не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотно­шении «управление функционированием — управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием.

Основные составляющие управления развитием — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка      планов развития, установление соответствующего лидерства. Любую организацию можно представить как совокупность умений, навыков, квалификаций и компетентности, которые должны быть направлены    прежде всего на развитие организации. В связи с этим меняется и содер­жание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование и в большей — на преобразования. Рождается но­вый тип лидеров, которые не просто управляют, а трансформируют объект управления, сами одновременно обучаясь и стимулируя постоянное обу­чение и повышение творческой активности своего персонала.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Менеджмент развития в отличие от менеджмента функционирования носит менее рутинный характер и в большей мере основывается на творчестве. Менеджмент развития в обязательном порядке учитывает меняющиеся внешние условия, по­стоянно ориентируется на цели развития и имеет стратегический ха­рактер. Менеджмент развития — органическая и неотъемлемая часть управления любым объектом, в то же время обособленная и относи­тельно самостоятельная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.