Рефераты. Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения






Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов: «максималисты», «скрытные», «невинные лгуны», «ложные альтруисты».

Обычно конфликтная ситуация характеризуется некоторой степенью искажённости и неопределённости. Поэтому именно эта «неопределённость» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение [46].

Степень искажённости конфликтной ситуации - не постоянная величина.

Рассмотрим, в чём состоит искажение конфликтной ситуации:

1. Искажение конфликтной ситуации в целом:

- конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты не анализируются;

- происходит схематизация конфликтной ситуации; выделяются некоторые основные, устойчивые связи и отношения;

- уменьшается перспектива восприятия;

- восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «чёрное – белое»;

- господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

- собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы. Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.

- мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные.

3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков:

- собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, её целесообразность.

- позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкреплённая.

4. Искажение восприятия личностных качеств:

- восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные, привлекательные черты. Они пропагандируются среди окружающих. Игнорируются замечания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности;

- восприятие личности оппонента. Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного [7].

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации: изменение протекания психических процессов в состоянии стресса; негативные эмоции; уровень информированности участников друг о друге; особенности перцептивных процессов; неумение предвидеть последствие; степень значимости потребностей и мотивов; доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды»; негативная установка на оппонента; сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.

Исходя из изложенного выше понимания сущности конфликта, его объекта и предмета рассмотрим типологию «конфликтов» в «узком» смысле слова, т.е. о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности.

Однако даже в этом случае, имея в виду только человеческое взаимодействие, дать какую-либо законченную типологию конфликтов не представляется возможным. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов.

В отечественном менеджменте получил широкую популярность такой научный подход, который позволяет соотносить тип конфликта с типичными формами поведения сторон, прогнозировать возможные последствия в определённом диапазоне, связать конфликтное проявление с областью содержательных противоречий (А.А. Ершов, В.А. Соснин и др.) [21]. Основаниями для классификации обычно выступают источник конфликта, его содержание, значимость конфликтных факторов, структурно-динамические характеристики (интенсивность, длительность, функциональные последствия и др.). Типологии конфликтов встречаются практически в каждой работе этого направления.

Наиболее общая классификация конфликтных ситуаций состоит в выделении их на объективные и субъективные в зависимости от причин их порождающих. Объективные конфликтные ситуации обусловлены какими-либо объективными обстоятельствами [8].

 Субъективные конфликтные ситуации бывают обусловлены несовпадением интересов отдельных людей, или же возникают из-за неосознаваемых личностных качеств оппонентов. В первом случае субъективные конфликты имеют целенаправленный характер, т.к., оппоненты направляют свои действия на овладение объектом конфликта и большей частью осознают как объект конфликта, так и свои действия. Во втором случае же конфликт бывает нецеленаправленным, не имеет объекта и представляет собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Очень часто такие конфликты приобретают затяжной характер, когда сторонний наблюдатель не всегда может разглядеть, что здесь имеет место конфликт, а иногда и сам субъект не осознаёт его. Именно такие конфликты представляют наибольшую сложность для анализа и конструктивного разрешения. Инициатор их личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия, не осознаёт этого, а приписывает ответственность за происходящее своему противнику или обстоятельствам [4].

В словаре кратко характеризуются три вида конфликтов в зависимости от количества участников:

1. Внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов у одного и того же человека;

2. Межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

3. Межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный [20].

С.Бауэрс, Т. Леймдорфер выделяют два вида конфликтов в зависимости от их разрешимости (см. таблицу):


 Таблица Соотношение видов и фаз конфликта

 Вид

 конфликта


 фаза

Реалистический (предметный) конфликт

Цель: добиться конкретного результата – материальных или нематериальных преимуществ.

Нереалистический (беспредметный) конфликт

Цель: освободится от напряжения.

Конструктивная

Нарушение общения при сохранении направленности на предмет спора

 Нет

Деструктивная

1-я стадия (обратимая) – необоснованная критика, пренебрежение, личные выпады.

2-я стадия (необратимая) – переход на личности, взаимные оскорбления, нарушение восприятия и самоконтроля, полный отход от предмета спора.


1. Конструктивный – разрешённый конфликт, где выясняются позиции обеих

сторон без обвинений и упрёков путём взаимоуважения и сотрудничества;

2. Деструктивный – неразрешённый конфликт, где участники не выслушивают друг друга до конца, не идут на сотрудничество при поиске выхода из создавшейся ситуации, скатываются на взаимные упрёки и оскорбления при определении сути конфликта [6].

В.П.Захаров, Е.В.Сидоренко делят все конфликты, основываясь на принципе наличия или отсутствия предмета спора, на реалистические или предметные, и нереалистические, или беспредметные. В реалистических конфликтах выделяется конструктивная и деструктивная фазы, а в нереалистических - только одна фаза – деструктивная.

Реалистические (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними.

Нереалистические (беспредметные) конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, содержат не противоречащие друг другу устремления соперников, а потребность освободиться от напряжения.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет, средства совместной деятельности (беседы, работа над чем-то и т.д.), правильно оценивают свои возможности и своё состояния и способы на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Однако, возможно, их не удовлетворяет:

1). стиль ведения разговора: повышенный эмоциональный тон речи, упрёки, оправдания, высказывания, отражающие ориентацию на себя и свои интересы при игнорировании реакций партнёра и слабости обратной связи;

2). неречевые характеристики поведения: уход от разговоров, прекращение совместной деятельности или её некачественное выполнение, попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности, напряжённый самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции на отрицательное отношение конфликт разговору и т.д.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и коллективная работа становится неуправляемой.

Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии [33].

Важной характеристикой конфликта является его динамика (см. рис.1).

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы – начало и окончание [38]. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первоначальных актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

- первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимаются как физические движения, так и передача информации);

- второй участник (оппонент) осознаёт, что указанные действия направлены против его интересов;

- в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, то есть совершает мысленные, а не поведенческие действия. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идёт о прекращении действий друг против друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.