Рефераты. Управление качеством на предприятии на примере ОАО "Алтайвагон"






Единичное качество - это потребительная стоимость продукции, которая определяется только уровнем потребительных свойств данного конкретного продукта и не зависит от качества других продуктов, количества имеющихся продуктов, уровня спроса и предложения при обмене их на другие продукты и других факторов, относящихся к количеству продуктов и условиям обмена.

Массовое качество - понятие, относящееся к качеству определенного количества продукции, выражаемое единичным качеством составляющих данное количество отдельных единиц продуктов. Примером массового качества может служить структура выпускаемой продукции по сортности (категориям качества) или показатели, характеризующие удельный вес качественной продукции в общем объеме се выпуска. Показатели средневзвешенного качества по отдельным видам продукции (средняя сортность и др.) также служат отражением массового качества. Изменение количественного распределения уровня качества различных групп продукции приведет и к изменению массового качества всего количества продукции. Здесь важно то, что изменение количества может влиять на величину КП.

Использование количественного фактора при оценке КП приближает нас к понятию полезности, однако массовое качество - это еще не полезность, так как качество при этом не рассматривается как фактор обмена. Раскрытию сущности понятия "полезность" способствует более полное рассмотрение цепочки "единичное качество" - > "полезность" - > "спрос" - > "равновесная цена". Данный подход является темой самостоятельных экономических исследований и в данном пособии не рассматривается. Отмечу только общий подход к определению полезности продукта.

Полезность есть безразмерная величина, характеризующая ценность, значимость, редкость продукта для хозяйственного субъекта, который будет являться потребителем данного продукта. Кроме того, полезность - монотонно убывающая, дифференциальная функция. Полезность первой единицы продукта определяется только совокупностью свойств этого продукта или его единичным качеством. Полезность последующей единицы продукта уже несколько меньше, чем первой, следующей за ней - еще меньше и т.д., при этом совокупная интегральная полезность всего количества продукта, с увеличением количества, возрастает в убывающей степени. Таким образом, полезность любой единицы продукта определяется совокупностью свойств продукта и местом (порядковым номером) данного продукта в имеющемся его количестве. При обмене полезность разных продуктов для каждого из участников обмена измеряется в одних и тех же единицах. В настоящее время предпринимаются попытки создания методики оценки полезности продукта (построение корреляционных зависимостей между ценой продукта и количеством потребляемого продукта, уровнем дохода и другие, построение кривых спроса-предложения), однако до сих пор эффективной методики определения полезности продуктов, т.е. количественной ее оценки, не существует.

Что касается КП, как совокупности ее свойств, то оно измерялось всегда. Рассмотрим существующие подходы к оценке качества продукции.

1.2 Классификация, методы определения и анализ затрат на качество продукции


Среди наиболее важных вопросов экономики качества, требующих безусловного решения, остаются вопросы планирования и учета затрат на повышение качества вновь осваиваемых и уже производимых видов продукции, затрат на обеспечение требуемого (планируемого) качества, затрат на предупредительные меры и т.д. Все эти затраты можно характеризовать как затраты на КП на всех стадиях жизненного цикла.

Сегодня очевидно, что рассматривать затраты на КП только как метод управления качеством, в отрыве от их экономического содержания - подход бесполезный как для управления, так и для экономики. Поэтому в последнее время возрождается практический интерес к затратам на КП как к части всей системы экономики и финансов предприятия. Именно с этих позиций рассмотрим вопросы классификации, определения и анализа затрат.

Начнем с классификации затрат на КП. Она должна включать признаки, необходимые для экономического анализа затрат и финансового планирования. В настоящее время существует достаточно большое количество классификационных признаков. Из них следует отобрать те, которые целесообразно использовать исходя из целей и задач экономического анализа затрат на КП и в дальнейшем - для оптимизации.

В классификации затрат на КП, соответствующей стандарту 1SO-9004 используется классификационный признак, который можно характеризовать как "Причинно-следственная взаимосвязь и целевое назначение затрат". Поэтому признаку рассматриваются следующие классификационные группы затрат:

1.     на профилактику дефектов и поддержание достигнутого качества продукции;

2.     на оценку качества продукции при ее производстве;

3.     затраты, обусловленные низким КП, выявленным до ее поступления потребителю;

4.     затраты, обусловленные низким КП, выявленным потребителем до, или в процессе эксплуатации.

С некоторыми оговорками затраты на КП в вышеприведенной классификации можно полностью рассматривать как затраты, обусловленные низким качеством, так как если бы качество соответствовало требованиям, эти затраты не возникли. Оговорки относятся в первую очередь к группе затрат на оценку качества, так как хотя с повышением качества необходимость оценки уменьшается (тенденция подтверждается практикой), для подтверждения достигнутого уровня качества оценка всегда необходима, и ее можно считать неотъемлемой частью производственного процесса и затрат на производство.

При рациональной структуре затрат на качество происходит увеличение удельного веса наиболее эффективных направлений затрат, что должно в конечном итоге привести к уменьшению общей величины затрат при обязательном соблюдении требований к качеству. Считается, что с усилением профилактики дефектов изменяется структура затрат на КП. Удельный вес затрат на профилактику дефектов возрастает, а потери от брака и дефектов падают в большей степени, чем растут затраты на профилактику. Происходит также некоторое уменьшение доли и абсолютной величины затрат на контроль качества изделий, так как значительная часть затрат на контроль качества направляется на выявление брака. С его уменьшением необходимость в контроле отпадает. Суммарная величина затрат на КП, вследствие этих структурных изменений, уменьшается.

Указанные зависимости между функциональными группами затрат положены в основу "экономического" подхода к управлению качеством продукции на предприятии - через управление затратами на КП. Этот подход сегодня принят в качестве нормативного. Однако при более глубоком изучении вопроса классификации затрат на КП, существование вышеуказанных закономерностей в изменении затрат, а также возможность управления ими на этой основе представляется сомнительными.

Недостатком вышеописанного принципа управления затратами, основанного на предположении о существующих закономерностях между функциональными статьями затрат, служит недоучет сопутствующих затрат (о них речь пойдет далее), а также то обстоятельство, что затраты на КП существуют не автономно, а как часть производственных затрат. Поэтому, полученная вследствие управления качеством экономия суммы функциональных затрат может быть поглощена сопутствующим изменением других производственных затрат, имеющих противоположную направленность.

За последние годы было немало работ, направленных на создание функциональной классификации затрат, которая обобщила бы различные предложения в этой области и имеющийся практический опыт. Предложения по совершенствованию классификации затрат в основном относятся к функциональным статьям затрат, отражающим целевую производственную направленность. Отличия наблюдались лишь в том, какую производственную деятельность необходимо учитывать при рассмотрении вопроса обеспечения КП. При этом вопрос о методах определения затрат не Ставился, так как считалось, что этот вопрос решен, и существующие системы учета затрат способствуют этому решению. Такой подход характерен, в частности, и для классификации, представленной в стандарте ISO-9000. Вероятно, на многих зарубежных предприятиях существует именно такое положение, так как рациональная организация учета затрат, подкрепленная средствами автоматизации учета, позволяет получить полную отчетность во всех необходимых разрезах. Поскольку в наших условиях необходимо совершенствовать учет, а задачи управления качеством являются неотложными, то появляется насущная необходимость в создании методов определения затрат в условиях существующего учета. В этой связи необходима классификация затрат не только для управления, но и для определения затрат. Вышеприведенная функциональная классификация должна быть дополнена целой группой признаков, отражающих экономическое содержание, а именно:

•         признаками, раскрывающими внутреннюю структуру затрат (состав и взаимосвязь статей и элементов);

•         признаками, показывающими как сформировать эту структуру (прямыми и косвенными);

•         признаками, отражающими существующий хозяйственный механизм (затраты и хозрасчетные издержки).

Обобщая отечественный и международный опыт существующих классификаций, учитывая реальное положение наших предприятий, которые еще не готовы к реализации стандарта ISO-9000 в этой части, следует сосредоточить свои усилия на разработке подобной классификации, ориентированной на задачи сегодняшнего дня и учитывающей сложившиеся на производстве системы учета затрат.

Решая задачу управления затратами на качество в производстве необходимо иметь в виду, что проблема затрат на качество должна выступать как часть управления качеством продукции на предприятии. Поэтому затраты на качество на предприятии следует рассматривать во взаимосвязи с управлением качеством продукции и с другими экономическими задачами, решаемыми в рамках управления экономикой предприятия. Управление затратами состоит из экономической части (вопросы экономики качества) и функциональной части (вопросы управления) и становится возможным при следующих условиях:

-      наличие всех необходимых элементов каждой из составных частей управления:

-      возможность соединения функциональной и экономической части в едином процессе управления.

Последнее условие, как было отмечено ранее, не реализуется на практике, так как работники служб управления качеством считают, что управление затратами может осуществиться чисто "управленческими" методами, а все экономические вопросы могут быть решены экономическими службами предприятия как не выходящие за рамки обычной деятельности на имеющейся нормативно-методической базе. Соответственно, учет, планирование, анализ затрат и другие экономические вопросы при таком отношении не считаются частью управления качеством. Негативность описанного подхода очевидна. Без взаимной увязки вопросов управления и экономики качества решение общей проблемы управления качеством становится нереализуемым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.