При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика денежной массы и др.).
Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.
Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ и целым рядом законодательных актов [27-30, 66-69, 85-93].
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России долгое время занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, Правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:
• систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;
• формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
• работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.
1. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.
2.Четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса (например, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).
3.Легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности.
4.Широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.
5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.
Высокая норма прибыли при прочих равных условиях может быть обеспечена льготами по налогообложению, льготными таможенными пошлинами, льготным режимом накопления капитала и прочими преференциями, предоставляемыми инвестору. Что касается гарантий защиты прав инвестора, то их предоставление реализуется как в форме законодательно закрепленных норм, так и экономическими методами.
Законодательные основы политики инвестирования регулируют инвестиционную деятельность в различных формах:
· создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности;
· налоговая политика (налоговые льготы);
· амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации);
· расширение использования средств населения и других внебюджетных источников.
Говоря об иностранных инвестициях, следует иметь в виду их главную особенность, состоящую в том, что инвестор или субъект инвестиционного процесса расположен на территории одного государства, а предмет инвестиций (создаваемое предприятие, приобретение доли в капитале уже действующего предприятия) - другого. Это предопределяет определенную противоречивость инвестиционного процесса, связанную с несовпадением и различиями в национальных законодательствах двух стран как в части общего, так и специального законодательства.
Однако проблема защиты интересов и прав инвесторов при осуществлении инвестиций в третьи страны требует решения не только на уровне двусторонних межгосударственных соглашений, но и на многосторонней основе, главным образом в части, касающейся разрешения межгосударственных споров, возникающих в связи с толкованием предмета соглашений и исполнением обязательств по ним странами - сторонами. Это явилось причиной и основанием для подписания в 1965 г. Вашингтонской конвенции, в которой участвуют более 100 государств. Цель конвенции - учреждение Международного центра по разрешению инвестиционных споров. В его компетенцию входит рассмотрение инвестиционных споров, возникающих в связи с прямыми зарубежными инвестициями. Правовой механизм разрешения межгосударственных споров потребовал создания и действенной экономической системы защиты имущественных интересов инвесторов при осуществлении трансграничных операций, связанных с движением капитала.
В качестве примеров конкретной реализации межгосударственных гарантий, связанных с иностранными инвестициями, можно привести Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (MIGA) по инициативе Мирового банка.
В Многостороннем Агентстве по гарантиям иностранных инвестиций участвуют более 100 государств, в том числе и Российская Федерация, подписавшая Конвенцию 15 сентября 1992 г. В функции Агентства входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, включая национализацию инвестиций, а также рисков введения ограничений на перевод прибылей и капиталов за границу, которым могут быть подвергнуты на территории стран - реципиентов инвестиций, осуществляемые частными лицами или государствами - участниками Конвенции.
MIGA принимает на страхование только новые инвестиционные проекты, включая расширение уже существующих предприятий, приватизацию и реконструкцию в случаях, если капиталовложения принимают форму прямых инвестиций, займов, предоставленных некоторыми финансовыми институтами, и некоторые другие виды инвестиций. Страховое покрытие не превышает 90% стоимости проекта в пределах 50 млн долл. США. Стандартный срок страхования 15-20 лет.
Сторонами в договоре такого страхования выступают Международное агентство по страхованию инвестиций, являющееся международной организацией, но выступающее как страховщик и инвестор.
Причем непременным условием возможности заключения договора между ними является членство в MIGA как страны, в которой расположен инвестор, так и страны - реципиента инвестиций.
При наступлении страхового случая к Международному агентству по праву суброгации переходят все права и требования частного инвестора к государству - реципиенту инвестиций (ст. 17 Сеульской конвенции). С момента перехода прав разрешение спора переходит из сферы применения частного международного права в международное, сторонами в котором выступают два субъекта международного права (международная организация и государство).
Страховая защита имущественных интересов инвесторов при осуществлении иностранных инвестиций предоставляется не только государственными и международными организациями, но и частными страховыми компаниями, такими, как Ллойдс, American International Group и некоторыми другими. Такое страхование существенно зависит от финансовых возможностей компаний, что и объясняет жесткую селекцию рисков, принимаемых на страхование, ограничение максимального размера обязательств по договорам страхования и объема страховой ответственности, особенно в части уничтожения или повреждения имущества в результате военных действий.
В основе создания модели правового регулирования иностранных инвестиций находятся реальный правовой статус хозяйствующих субъектов, их договорные связи и репутация как деловых партнеров.
Несомненные различия между хозяйствующими субъектами - товаропроизводителями отнюдь не должны порождать различия в их правовом статусе, который иностранный субъект хозяйствования приобретает в стране пребывания. Для справедливой конкуренции правовые условия хозяйствования должны подтверждать статус иностранных участников инвестиционной деятельности, приобретенный ими в соответствии с законами страны пребывания.
Для обновления хозяйственных связей в форме создания совместных и иностранных предприятий важно, чтобы на практике признавался принцип свободы договора, который требует установления единых подходов к правовому регулированию деятельности хозяйствующих субъектов. Это должно отражаться в соответствующих декларациях, которые гарантируют осуществление инвестиционной деятельности в рамках соответствующих соглашений, что не только способствует обновлению хозяйственных связей на принципиально новой основе, но и стимулирует процесс совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим целесообразно использовать международно-правовой опыт по легализации хозяйственной деятельности национальных и иностранных компаний на территории стран СНГ. Привлечение иностранных инвестиций вызывает необходимость внесения конструктивных изменений в национальное законодательство, которое, в свою очередь, отражает изменения в области развития сферы иностранных инвестиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12