Рефераты. Управление деятельностью предприятия






2. В зависимости от формы специализации основных цехов различают: технологическую, предметную и смешанную производственные структуры.

Особенностью технологической структуры является специализация цехов предприятия на выполнение определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса (термические, механообрабатывающие цехи машиностроительных предприятий). Технологическая структура характерна для предприятий единичного или мелкосерийного производства.

Особенностью предметной структуры является специализация цехов направленная на изготовление определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей, с применением разнообразных технологических процессов и операций (цех кузовов, задних мостов, двигателей на автомобильных заводах). Предметная структура характерна для предприятий крупносерийного и массового производства.

Однако большинство предприятий используют смешанную структуру, когда часть цехов специализированна технологически, а остальная часть ― предметно.

3. В зависимости от наличия основных и вспомогательных процессов различают: предприятия с комплексной и специализированной структурой производства.

Предприятия с комплексной структурой производства имеют всю совокупность основных и вспомогательных цехов, а со специализированной структурой ― лишь определенную часть.

Предприятия со специализированной структурой делятся на: предприятия механосборочного типа, которые получают заготовки с других предприятий; предприятия сборочного типа, которые выпускают продукцию из деталей, узлов и агрегатов, которые изготавливают на других предприятиях; предприятия заготовительного типа, которые специализируются на производстве заготовок; предприятия, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей.

На производственную структуру предприятия влияют такие факторы, как масштаб производства, сложность конструкции изделия, характер технологического процесса. Кроме производственной структуры на каждом предприятии существует общая структура, в состав которой входят не только производственные подразделения, но и отделы аппарата управления, учреждения культурно-бытового назначения и т.д. Общая структура ― это совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия. Формирование структуры предприятия осуществляется под воздействием многих факторов, основными из которых являются: производственный профиль предприятия; объем производства продукции; уровень специализации; место нахождения предприятия и т. д.

 

ВЫВОД

Предприятие — это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги). Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Предприятия разделяют по большому количеству критериев, таких как цель и характер деятельности; форма собственности имущества; национальная принадлежность капитала; правовой статус и форма хозяйствования; отрасле-функциональный вид деятельности, технологическая (территориальная) целостность и степень подчиненности; количество работников; структура; объединение научно-технической, производственной, коммерческой и другой деятельности[1].

2.УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

2.1 Сущность и функции управления


Особенность предприятия, как системы состоит в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Условием жизнедеятельности системы является полезный обмен между "входом" и "выходом". Следующей особенностью предприятия, как системы это, что оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную. Горизонтальная форма — это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса. Необходимость управления связана с процессом вертикального разделения труда и, следовательно, дифференциация и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда. Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики— функции управления. Функции управления— объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование — процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация — это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация — причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.

 

2.2 Методы управления деятельностью предприятий


Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми. Методы управления— это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.

Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственное регулирование, стимулирование, налогообложение.

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций и т. п. Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Организационные методы управления— это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.

2.3 Основные принципы хозяйственного управления


Принципы— это основные правила, требования, идеи управления.

Рассмотрим основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принципиальных решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.

Принцип целевой совместимости и сосредоточения ― заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

Принцип непрерывности и надежности ― означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производства.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма ― выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.

Демократический принцип распределения функций управления ― основан на методах и правилах общественного труда. Различные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый делал свое дело, за выполнение которого он отвечает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.