Рефераты. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика






13,7

19,1

19,5

12,7

6,4

13,9

Квалифицированные рабочие сельского

0,8

2,9

2,5

3,2

7,9

19,9

45,3

1,9

Квалифицированные рабочие промышленности

2,7

12,0

13,9

31,6

20,1

17,5

9,8

16,0

Полуквалифицированные рабочие

1,7

7,2

9,7

23,7

19,1

16,0

8,6

12,8

Неквалифицированные рабочие

1,6

6,7

6,7

10,2

22,3

29,3

28,1

11,2

Образовательная структура различных профессиональных групп

Руководители

59,2

2,4

26,1

5,3

6,1

0,9

0,0

100

Специалисты высшего уровня

88,6

1,7

8,0

0,7

1,0

0,1

0,0

100

Специалисты среднего уровня

13,3

3,0

66,3

8,7

7,7

1,0

0,1

100

Служащие, занятые подготовкой информации

14,2

4,6

36,5

15,4

26,9

2,4

0,0

100

Работники сферы oбслуживания

9,0*

2,4

25,1

25,7

31,6

5,9

0,3

100

Квалифицированные рабочие сельского

3,8

1,1

13,0

12,4

36,9

26,4

6,5

100

Квалифицированные рабочие промышленности

4,0

1,4

22,2

36,5

28,3

7,1

0,4

100

Полуквалифицированные рабочие

3,2

1,1

19,4

34,3

33,6

8,1

0,5

100

Неквалифицированные рабочие

3,5

1,1

15,1

16,9

44,8

16,8

1,7

100

* Курсивом выделены группы, чей образовательный потенциал недоиспользуется


Среди работников сферы обслуживания преобладают выпускники ссузов, ПТУ и средних общеобразовательных школ. Квалифицированные и полуквалифицированные рабочие распределяются по трем основным группам — со средним профессиональным, начальным профессиональным, а также со средним общим образованием. На каждую из них приходится 20—35% работников, имеющих эти специальности. Наконец, среди неквалифицированных рабочих преобладают выпускники средних школ, доля которых в этой профессиональной группе превышает 40% (см. табл. 9). Напрашивается вывод: в условиях российского рынка труда аттестат о полном среднем образовании уже перестал быть пропуском на «хорошие» рабочие места. Чтобы получить к ним доступ, необходимо идти дальше и получать более высокое образование.

В то же время представленные данные позволяют предположить, что у значительной части российских работников полученное образование является избыточным по отношению к той квалификации, которая реально необходима для работы по избранным ими профессиям. По самым минимальным оценкам, к работникам, чей образовательный потенциал недоиспользуется, можно отнести свыше 10% работником сферы обслуживания, около 20% сельскохозяйственных и около 40% неквалифицированных рабочих (в таблице 9 соответствующие цифры выделены курсивом). Это свидетельствует либо о крайне низком качестве имеющегося у них образовательного потенциала, либо о нерациональном его использовании, когда работники с высокой формальной подготовкой оказываются вынуждены заниматься самыми неквалифицированными видами труда [1].


2.4 Воздействие сдвигов в отраслевой и профессиональной

структуре на образовательную структуру занятости


В образовательной структуре российской рабочей силы в пореформенный период произошли значительные сдвиги. Возникает вопрос: в какой мере улучшение образовательных характеристик российской рабочей силы определялось изменениями ее отраслевых и профессиональных характеристик, а в какой — протекало автономно, вне прямой связи с этими изменениями?

Принято считать, что распределение занятых по отраслям и профессиям — это явление более глубинного порядка, находящееся в более тесной и прямой зависимости от потребностей производства, чем их распределение по уровню образования. В первом приближении та часть изменений в образовательных характеристиках рабочей силы, которая оказывается обусловлена изменениями в ее отраслевых и профессиональных характеристиках, может рассматриваться как выражение возросшего спроса на обученных работников. Оставшуюся часть можно рассматривать как результат их возросшего предложения, то есть как следствие «автономного» развития сферы образования. (В этом случае фактически речь идет об изменениях в образовательной структуре занятости, которые наблюдались внутри отдельных отраслей или профессий.)

Конечно, развитие образования во многом определяется социальными и культурными факторами и никогда не находится в абсолютной зависимости от изменений, протекающих в экономике. Более того, рост образовательного потенциала может способствовать росту производительности и эффективности труда в пределах одних и тех же отраслей или профессий. Тем не менее, представляется чрезвычайно важным проанализировать, в какой мере улучшение образовательных характеристик российской рабочей силы в течение пореформенного периода определялось структурной перестройкой экономики, а в какой — протекало автономно. Для этого воспользуемся данными ОНПЗ за 1992—2005 годы, которые позволяют оценить, какая часть изменений в образовательной структуре российской занятости была продиктована: 1) изменениями в ее отраслевой структуре; 2) изменениями в ее профессиональной структуре; 3) их совокупным воздействием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.