Рефераты. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика






Чехия

1,3

39,2

56,5

Россия (1990 г.)

13,9

40,1

46,0

Россия (2005 г.)

10,2

29,8

60,0

Германия

2,3

30,8

66,9


Дореформенную российскую экономику, когда во вторичном секторе было сконцентрировано свыше 40% всех занятых (табл. 2), можно было по праву считать сверхиндустриализированной. Но в пореформенный период доля этого сектора уменьшилась на 10 п.п. — до 30%. За то же время доля занятых в сфере услуг увеличилась почти на 15 п.п., и сегодня здесь сосредоточено уже 60% всех российских работников.

Сравнение с другими странами приводит к достаточно неожиданным выводам. Оказывается, что по масштабам занятости в сфере услуг Россия вплотную приблизилась к Германии (отставание менее 7 п.п.). Более того, из стран ЦВЕ только Венгрию можно поставить в этом отношении рядом с Россией. Таким образом, несмотря на то, что в большинстве стран ЦВЕ реформы, по общему мнению, проходили успешнее, чем в России, с точки зрения секторальной структуры занятости наша страна сегодня находится ближе к «западноевропейскому стандарту», чем они. Разумеется, это не исключает существования серьезных деформаций внутри самой сферы услуг. Действительно, на более дезагрегированном уровне здесь обнаруживается немало отклонений от отраслевой структуры занятости, которая типична для других постсоциалистических стран, не говоря уже о развитых (табл. 3).

Таблица 3. Отраслевая структура занятости в сфере услуг различных стран, 2004 год            (в %)

Отрасли

Болгария

Венгрия

Польша

Румыния

Словакия

Словения

Чехия

Германия

Россия

Торговля

14,9

14,0

14,5

10,3

12,0

12,7

13,4

14,0

15,2

Гостиницы и рестораны

4,8

3,8

1,7

1,6

3,9

4,0

3,7

3,4

1,9

Транспорт и связь

7,2

7,6

6,0

5,0

6,5

5,9

7,7

5,5

9,2

Финансовая деятельность

1,2

2,1

2,0

0,9

2,1

2,3

2,0

3,6

1,4

Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление деловых услуг

4,5

7,0

5,8

2,5

5,5

6,1

6,0

9,2

5,9

Государственное управление

7,6

7,7

6,3

5,9

7,0

5,9

6,9

8,1

7,1

Образование

7,2

8,5

7,7

4,4

7,4

6,9

5,9

5,7

9,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,4

6,9

6,0

3,9

7,1

5,1

6,9

11,4

6,9

Предоставление прочих услуг

4,4

4,3

3,2

2,6

4,1

5,5

3,9

5,5

3,3

Предоставление услуг по ведению домашних хозяйств

0,1

0,0

0,1

-

0,3

0,0

0,1

0,4

0,0

Вся сфера услуг

57,2

61,9

53,2

37,2

55,9

54,4

57,2

66,9

60,0


По доле занятых в торговле (15%) Россия не уступает странам ЦВЕ. В то же время удельный вес работающих на транспорте оказывается в ней непропорционально велик — 9%. Впрочем, у этого отклонения есть очевидное объяснение — размеры страны. Напротив, в общественном питании и финансовых услугах налицо очевидный и очень глубокий провал. Здесь занято соответственно 1,9% и 1,4% российских работников, что в полтора-два раза меньше, чем в наиболее развитых странах ЦВЕ. Необходимо также отметить, что хотя в России достаточно много работников занято оказанием деловых услуг (почти 6%), значительная их часть трудится в науке и научном обслуживании (согласно ISIC-3, наука относится к подсектору деловых услуг). В результате при исключении работающих в науке и научном обслуживании российская занятость в «рыночных» деловых услугах «съеживается» до крайне малой величины. Обратный пример демонстрируют социальные услуги — здравоохранение и особенно образование. Здесь, наоборот, наблюдается сверхвысокая концентрация рабочей силы — соответственно 6,9% и 9,1%. Парадоксально, но в российской системе образования занято почти вдвое больше работников (в относительном выражении), чем в германской. Как следствие, по сравнению с другими странами российская структура занятости оказывается резко смещена от «рыночных» услуг в пользу социальных.

И все же, несмотря на указанные отклонения, можно констатировать, что сегодня Россию уже нельзя относить к числу сверхиндустриализованных стран, как это было до начала реформ. С точки зрения распределения рабочей силы, доминирующим сектором российской экономики выступает сектор услуг, где сосредоточено почти 2/3 всех занятых. Поэтому ее вполне можно отнести к экономикам постиндустриального типа или, по меньшей мере, к экономикам, вплотную к нему приблизившимся [1].


2.2 Профессиональная структура занятости


Как отмечалось выше, из-за имеющихся информационных ограничений траектории изменения занятости в различных профессиональных группах удается с достаточной степенью достоверности реконструировать лишь для периода 1997-2005 годов (рис.3). За эти годы численность работников сферы обслуживания выросла почти в 1,5 раза, специалистов высшего уровня квалификации — почти на 1/3, руководителей — на 1/4, специалистов среднего уровня квалификации, служащих, занятых подготовкой информации, и квалифицированных рабочих — примерно на 10%. Численность полуквалифицированных рабочих осталась почти неизменной. В то же время неквалифицированных рабочих стало меньше на 15%, а сельскохозяйственных рабочих (без учета лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации на рынке) — на 40%. Таким образом, опережающие темпы роста демонстрировали наиболее квалифицированные профессиональные группы (а также работники сферы обслуживания), тогда как численность наименее квалифицированных групп либо сокращалась, либо оставалась неизменной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.