Рефераты. Стресс-менеджмент. Гендерные особенности принятия решений






Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, домашних проблемах, финансовых затруднениях? Конечно, нет. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такой перенастрой ума, диктуемый жизненной потребностью, можно назвать «создание конкурирующей доминанты» Дыхание – это жизнь. Задерживая его, вы лишаете свой организм потребности, по сравнению с которой все остальное уходит на задний план. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из- под прямого воздействия стресса.

Для этого выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять перспективу видения обстановки.

На высоте вдоха представьте себе, что вы видите себя и все, что с вами происходит как бы со стороны, как будто смотрите фильм (здесь используется метод режиссирования в позиции «стороннего наблюдателя»). Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите.

Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное – не дать себя втянуть в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все заново. Большинство из нас находят наилучшие решения, оставляя свои эмоции в стороне.

Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:

- как вам следует себя вести оптимальным образом,

- какой ресурс для этого нужен,

- где вы его можете взять прямо сейчас. Самый надежный источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.

Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).

Следующая техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.

Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.

Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.

Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.

2.3 Анализ и оценка результатов исследования на контрольном этапе эксперимента

После разработки и апробации рекомендаций по преодолению стресса при принятии решений была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты.

Результаты методики «Локус контроля Дж.Роттер» на контрольном этапе эксперимента

№ п\п

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Локус контроля

1

Б.Д.С.

22

м

э

2

Г.П.Е.

25

ж

э

3

Г.М.Э.

30

ж

э

4

Д.С.О.

29

м

и

5

Д.М.Ю.

27

м

и

6

Е.Д.Р.

23

м

и

7

И.Д.С.

29

ж

э

8

К.И.В.

26

м

и

9

К.Е.А.

21

ж

э

10

К.Я.Т.

28

ж

э

11

К.Н.М.

20

ж

э

12

Л.М.А.

24

м

и

13

Л.Д.А.

21

м

э

14

М.А.А.

20

ж

э

15

М.С.Н

25

м

и

16

С.В.Р.

23

ж

э

17

С.М.Р.

28

ж

э

18

Т.Р.Д.

26

м

и

19

Х.А.А.

30

м

и

20

Ч.Л.Ю.

29

ж

э


Анализируя данные исследования приведенные в таблице, мы пришли к следующим результатам:

Экстерналы - 12 чел. (60%): м. – 2 чел.(10%) и ж. – 10 чел.(50%);

Интерналы - 8 чел. (40%): м. – 8 чел.(40%) и ж. – 0 чел.(0%).


С точки зрения свойств личности склонность женщин-руководителей к “ситуативному” управлению соответствует экстернальному (внешнему) (50%) локусу контроля, а приверженность мужчин к “диспозиционному” управлению – интернальному (внутреннему) локусу контроля (40%).

У мужчин-руководителей с возрастом наблюдается тенденция к изменению локуса контроля от внешнего к внутреннему, а у женщин такой тенденции не обнаружено. Мужчины более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении целей, склонны к самоанализу и независимости. У них тревожность в процессах принятия решений связана с осторожностью; наблюдается очень высокая обратно-пропорциональная зависимость между проявляемой тревогой и социальной желательностью. Для женщин более характерно проявление неуверенности в своих способностях, неуравновешенности, стремления отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожности, подозрительности, конформности (зависимости) и вербальной (словесной) агрессивности.

Результаты методики «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» на контрольном этапе эксперимента

№п\п

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Баллы

Тип людей

Уровень стрессоустойчивости

1

Б.Д.С.

22

м

5

Б

в

2

Г.П.Е.

25

ж

10

Б

в

3

Г.М.Э.

30

ж

26

СА

с

4

Д.С.О.

29

м

22

СА

с

5

Д.М.Ю.

27

м

31

А

н

6

Е.Д.Р.

23

м

18

СБ

с

7

И.Д.С.

29

ж

9

Б

в

8

К.И.В.

26

м

13

СБ

с

9

К.Е.А.

21

ж

8

Б

в

10

К.Я.Т.

28

ж

4

Б

в

11

К.Н.М.

20

ж

32

А

н

12

Л.М.А.

24

м

31

А

н

13

Л.Д.А.

21

м

19

СБ

с

14

М.А.А.

20

ж

9

Б

в

15

М.С.Н

25

м

6

Б

в

16

С.В.Р.

23

ж

21

СА

с

17

С.М.Р.

28

ж

24

СА

с

18

Т.Р.Д.

26

м

22

СА

с

19

Х.А.А.

30

м

3

Б

в

20

Ч.Л.Ю.

29

ж

16

СБ

с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.