Рефераты. Стресс-менеджмент. Гендерные особенности принятия решений






Стресс-менеджмент. Гендерные особенности принятия решений

Содержание

Введение

Глава 1. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации

1.1 Основы стресс-менеджмента

1.2 Стратегия стресс-менеджмента в организации

1.3 Гендерные особенности принятия решений в организации

Глава II. Экспериментальное исследование гендерных особенностей принятия решений в организации

2.1 Методы диагностики гендерных особенностей на констатирующем

этапе эксперимента

2.2 Рекомендации по преодолению стресса при принятии решений

2.3 Анализ и оценка результатов исследования на контрольном этапе эксперимента

Заключение

Список литературы


Введение

Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека является стресс. Стресс стал типичным явлением, сопутствующем человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации.

Стресс-менеджмент (от англ. stress-management – управление давлением, напряжением) – грамотное управление своим состоянием и поведением во время сильного физического или психологического напряжения. Такое напряжение зачастую значительно снижает эффективность работы сотрудника, влияя на его эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние. Сверхнагрузки поглощают силы персонала, необходимые ему в областях профессиональной и личной деятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, сопровождаемое потерей интереса к работе и енвозможностью восстановиться даже после продолжительного отдыха.

Существует три основных стратегии стресс-менеджмента:

уход от стрессовых факторов – самый быстрый и простой вариант, но в случае, когда от проблемы невозможно или не хочется уходить, он не применим. К тому же исключить стрессоры полностью невозможно.

изменение стрессовых факторов – в случае, когда мы хотим и способны повлиять на проблему и готовы затратить на процесс изменения определенные ресурсы;

изменение отношения к стрессовым факторам – требует наибольших психологических усилий.

Стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: краткосрочный стресс-менеджмент, связанный с методиками управления эмоциями, и долгосрочный (или стратегический) стресс-менеджмент, основанный на развитии эмоциональной компетентности, изменении системы иррациональных убеждений и формировании позитивного подхода.

Основа стресс-менеджмента – это достаточно серьезная внутренняя работа, связанная с осознанием жизненных целей, ценностей, установок и поведенческих стереотипов. Стресс-менеджмент также тесно связан с процессами целеполагания и управления временем.

В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности принятия решений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины есть определенные отличия.

В сферы, релевантные исследованиям копинга, включается и профессиональная сфера, которая занимает большую часть жизни современного взрослого человека (Бодров В.А., Борисова Е.М., Водопьянова Н.Е., Демин А.Н., Дикая Л.Г., Кузнецова А.С., Леонова А.Б., Логинова Г.П., Лебедев И.Б., Мотовилина И.А., Постылякова Ю.В., Старченкова Е.С. и др.). Ситуационный контекст профессии является наиболее стрессогенным для личности (Бодров В.А., Дикая Л.Г., Леонова А.Б., Кузнецова А.С., Маклаков А.Г., Сергаев С.И. и др.) и в отношении проблемы копинга представляет собой малоизученную область научных знаний.

Анализ профессий позволил нам выделить одну из наиболее трудных, а, тем самым, необходимо требующих постоянного преодоления – профессию руководителя, которая отличается высокой сложностью и повышенными требованиями к личности (Борисова Е.М., Кабаченко Т.С., Карпов А.В., Климов Е.А., Логинова Г.П., Михайлов Г.С., Тольская В.Г., Филиппов А.В. и др.).

Руководитель решает колоссальное количество самых разных профессиональных задач, работает с большими потоками информации или, наоборот, попадает в неопределенные и неоднозначные ситуации, когда нет готового ответа и действий «по инструкции», принимает высоко ответственные решения, осуществляет руководство и координацию работы своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков и многое другое. Все эти ситуации, как правило, сопровождаются ненормированным рабочим днем, высокой степенью интенсивности работы, отсутствием отпусков и выходных дней на протяжении ряда лет.

Таким образом, можно говорить о том, что профессиональная деятельность руководителей обуславливает выработку новых форм поведения в стрессовых ситуациях для преодоления всех профессиональных трудностей, что предъявляет высокие требования к личностным ресурсам.

Потребность в комплексном исследовании феномена преодолевающего поведения личности, изучение личностных детерминант копинга, построении личностной типологии на основе личностных характеристик и копинг стратегий в определенном ситуационном контексте и предопределило актуальность настоящей работы.

Объект исследования - Стресс-менеджмент и принятие управленческих решений

Предметом исследования. Стресс-менеджмент. Гендерные особенности принятия решений

Цель работы. Рассмотреть особенности управления стрессовым состоянием у мужчин и женщин при принятии решений

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме управления стрессом у мужчин и женщин при принятии управленческих решений.

2. Подобрать методики диагностики совладающего поведения в стрессовых ситуациях. у мужчин и женщин

3. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы

4.Дать рекомендации по преодолению стресса при принятии решений.

Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и совладающим поведением

Методологической и теоретической основой исследования выступают: личностный принцип (С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн), системный подход (Б.Ф. Ломов), личностно-ситуационный подход.

Теоретическую основу исследования составили: теория стресса Г. Селье, когнитивная теория стресса Р. Лазаруса, С. Фолкман, работы Л.А. Китаева-Смыка, подходы к профессиональному стрессу А.Б. Леоновой, В.А. Бодрова, концепция копинга Р. Лазаруса, С. Фолкман, подходы к пониманию копинга С. Carver, J.E. Singer, L.M. Davidson, P.A. Thoits, Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Р.М. Грановской, Л.И. Дементий, А.Н. Демина, Т.Л. Крюковой, К. Муздыбаева, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.М. Никольской и др. Подходы к исследованию стрессовых ситуаций Л.Г. Дикой, А.А. Бодалева, Ф.Е. Василюка, Л.В. Виноградовой, Л.А. Китаева-Смыка, А.В. Махнач, К. Муздыбаева, Т.А. Немчина, Фоменко Г.Ю. и др.

Теоретическая значимость исследования. В специфической сфере жизнедеятельности человека определены взаимосвязи характеристик личности и стратегий поведения, что дополняет личностно-ситуационный подход к копинг-поведению и расширяет его возможности в отношении поведения личности в трудных для нее ситуациях. Полученные данные о широком ситуационном контексте, свойственном одной из наиболее важных профессий для современной России, существенно развивает знания о возможностях ситуационного подхода к исследованию психологических проблем адаптации личности в стрессовых ситуациях у мужчин и женщин. Эмпирические результаты об особенностях личностных детерминант совладающего поведения руководителей позволяют определить роль личностных характеристик в детерминации совладающего поведения в условиях профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования применимы в психологии личности, организационной психологии и психологии труда, психологии управления, при подборе и отборе персонала на руководящие должности, при прогнозировании поведения руководящих кадров, при разработке программ стресс-менеджмента с целью повышения стрессоустойчивости руководителей в условиях профессиональных стрессовых ситуаций.


Глава 1. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации

1.1 Основы стресс-менеджмента


Понятие стресс менеджмента, как и многие другие термины, связанные с бизнесом, пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически все, так как твердо убеждены, что стресс, вызванный постоянными неурядицами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только пагубно сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы.

Россияне уже более десяти лет ведут бизнес в режиме хронического стресса, не пытаясь психологически защититься от него. Основные силы уходят на экономическое выживание в условиях полной нестабильности. Руководителям трудно планировать деятельность компании. Они находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс. Менеджеры, продавцы, секретари постоянно вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов: у них стресс — эмоциональный. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает напряженную ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существует стресс-менеджмент.

Безусловно, проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителям или рядовым сотрудникам, разные — отсюда и деление услуг по стресс-менеджменту: коучинг руководителя, тренинги для персонала, выравнивание микроклимата в коллективе (22, с. 15).

Коучинг: работа с первым лицом организации. Слово «коучинг» в переводе означает сопровождение, личное наставничество, тренерство. Руководителями, владельцами компаний становятся, как правило, люди незаурядные. Это яркие личности, умеющие достаточно успешно вести бизнес. Поэтому к коучеру, или VIP-тренеру первого лица организации, предъявляют серьезные требования. Он должен быть профессионалом в своем деле, разбирающимся в вопросах не только психологии, но и имиджа, PR и т. д. Такой специалист не может быть ни членом команды, ни партнером. Это всегда сторонний консультант, работающий в условиях полной конфиденциальности, у которого нет мотивов влиять на решения своего клиента. Основная задача коучера — психологический асессмент (диагностика) для определения преимуществ руководителя, выявления его успешных стратегий поведения, а наряду с этим и неуспешных, ограничивающих стратегий в целях их дальнейшей коррекции и компенсации. Стресс связан именно с активизацией неуспешных стратегий реагирования человека на эмоционально-отрицательные факторы внешней среды. Напряженность может усиливаться, если принятие ответственных решений, всегда являющихся прерогативой руководителя, сопровождается высокой степенью ответственности, неопределенностью, недостатком необходимой информации, слишком частым или неожиданным изменением информационных параметров. Роль консультанта-коучера не в том, чтобы подсказать правильное решение в сложной ситуации, а в том, чтобы создать широкое информационное поле, помочь определить, какие плюсы или минусы руководитель получит при принятии того или иного решения, увидеть его жизненные стратегии, которые уже помогали добиться успеха в прошлом, и привнести недостающие ресурсы в нынешнюю сложную ситуацию. Коучер проводит персональные тренинги, индивидуальную работу со значимыми лицами из числа ближайшего окружения руководителя, сопровождает его на совещаниях, переговорах, публичных выступлениях и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.