Выше приведенные данные свидетельствуют о том, какой потенциал теряет наше общество. По данным Госкомстата России, средняя продолжительность поиска работы у женщин составляет 9,1 месяца. Уже на первых этапах поиска работы женщины сталкиваются с дискриминацией по полу.
Стало нормой при публикации объявлений в средствах массовой информации о приеме на работу работодателями и кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные и т. д. Незнание законных прав и способов защиты ведет к принятию женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по подбору персонала, открыто дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства.
Иногда говорят, что наличие дискриминационных объявлений в СМИ - это мелочь, не стоящая внимания. Но эта «мелочь» ежедневно воспроизводит миллионными тиражами устаревшие стереотипы, которые наносят вред одновременно и тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет нужный персонал. К тому же "мелочь" является открытым нарушением Конституции РФ, статьи 3 Трудового кодекса (запрещение дискриминации в сфере труда), а также международных документов, подписанных Российской Федерацией. Такая открытая дискриминация должна быть ликвидирована. Даже беглый анализ газет, специализирующихся на публикации объявлений на рынке труда ("Вакансия", "Профессия", "Работа для вас", "Подбор персонала" и др.), свидетельствует об их некорректности, а точнее, практически в каждом объявлении присутствует дискриминация по признаку пола и возрасту. Работодатель при предоставлении рабочих мест, в качестве первых требований указывает пол и возраст, оставляя профессиональные качества на третьем месте. Судя по этим объявлениям, нашей стране не нужны женщины старше 35 лет. Зачастую работодатель не стесняется указывать, что на одну и ту же должность требуются мужчины и женщины и им предоставляется разная зарплата. Что подтверждают и статистические данные - женщины в нашей стране имеют зарплату на 30-50% меньше, чем мужчины.
В этой связи предусматривается разработка и реализация превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает:
- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных женщин. Необходимо развивать практику профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы;
- ориентацию политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и другие) на каждую такую группу безработных женщин, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости;
- реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает, в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения - женщин, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, что предусматривает:
- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;
- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных женщин, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы;
- развитие различных форм семейного бизнеса;
- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих элементы дискриминации на рынке труда по половому признаку.
Таблица 1.
Занятость женщин
2003
2004
2005
2006
1
2
3
4
Занятое население - всего, тыс. чел.
63082
64465
64664
65766
в т.ч. занято женщин - всего, тыс. чел.
30244
31091
31229
32151
в % ко всему занятому населению
47,9
48,2
48,3
48,9
из них в возрасте: до 30 лет
6511
6924
7014
7307
5
от 31 до 55 лет
20832
21769
21949
22295
6
Уровень занятости - всего, %
57,2
58,4
58,6
59,6
7
в т.ч. женщин, %
52,2
53,7
53,8
55,4
Таблица 2.
Безработица среди женщин
Безработных - всего, тыс. чел.
9094
6999
6303
6153
в т.ч. женщин - всего, тыс. чел.
4293
3219
2893
2831
в % к общему числу безработных (стр.2/1х100)
47,2
46,0
45,9
Из стр.2: до 30 лет, тыс. чел.
1513
1169
1097
1151
в % к общему числу безработных женщин
35,2
36,3
37,9
40,7
Из стр.2: от 30 до 55 лет, тыс. чел.
2507
1865
1653
1549
57,9
57,1
54,7
8
Уровень безработицы - всего, в %
12,6
9,8
8,9
8,6
9
Уровень безработицы женщин - всего, в %
12,4
9,4
8,5
8,1
10
В том числе в возрасте: до 30 лет
18,9
14,4
13,5
13,6
11
от 30 до 55 лет
10,7
7,9
7,0
6,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13