Проведение опытно-экспериментальных работ, планируемых центром, позволит проверить теоретическую и практическую ценность предложенных стратегий, разработать региональные программы развития аналогичных центров на ближайшую перспективу в ряде городов Московской области (Пушкино, Шатуре, Наро-Фоминске, Протвино).
Развитие малого и среднего женского предпринимательства, является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.
В России ведется определенная работа по развитию предпринимательства, включая женское. Однако эти программы нацелены в основном на то, чтобы дать новые жизненные ориентиры безработным женщинам либо научить основам предпринимательской деятельности тех из них, кто желает начать свое дело.
Вместе с тем вне поля деятельности программ остался целый ряд успешных женщин-предпринимателей и менеджеров, которые уже состоялись, ведут успешный бизнес в самых различных сферах, оказывают значительные социальные услуги населению, имеют высокий авторитет в деловых кругах. Именно эти женщины-руководители и нуждаются в государственной поддержке, специальной программе, которая бы законодательно и целенаправленно помогала бы этим предпринимателям стать двигателем российской экономики.
Во всем мире женский бизнес выделен в отдельную сферу предпринимательства, и это обосновано той причинно-следственной связью, которая существует между созданием женских предприятий и уменьшением процента безработицы, снижением социальной напряженности в обществе.
Не случайно в Германии после ее объединения было создано более 150 тысяч предприятий под руководством женщин, в США 38% предприятий от их общего количества руководят женщины, а в Великобритании каждое четвертое предприятие - женское.
В России женский бизнес - объективная реальность, причем, по оценкам экспертов, он растет гораздо динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. При сохранении данной тенденции к 2010 году до 40% фирм будут возглавлять женщины. А они имеют, как правило, более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действуют более активно, занимая даже высококонкурентные ниши в бизнесе.
И тем не менее пока на долю женщин-руководителей приходится всего лишь 18% от общего количества.
Социологические исследования свидетельствуют о более высоких этических стандартах, на которых строят свой бизнес женщины, что придает большую социальную эффективность от их деятельности.
Женщины в бизнесе отличаются более высоким уровнем консолидации и неконфликтностью во взаимодействии с местной властью.
Как показала та же социология, женское предпринимательство находится под меньшим давлением криминальных структур, нежели мужское. Женщины в бизнесе ориентированы на устойчивые деловые стратегии, ведут свое дело более ответственно и осторожно, предпочитая умеренный консерватизм.
И, наконец, женщины ориентированы в первую очередь не на финансовую, а на правовую и информационную поддержку со стороны государства.
Именно женщины способны стать теми социально ответственными бизнесменами, которые наилучшим образом распорядятся поддержкой государства, не демонстрируя неадекватных реакций в ответ на предлагаемую помощь.
Прогнозы перспективы женского предпринимательства в России видятся самыми оптимистичными. Этот оптимизм основан на понимании государственной властью страны того позитивного влияния, которое оказывает женское предпринимательство на обеспечение политической стабильности и экономического роста в России и всесторонней поддержки наших усилий по развитию женского бизнеса.
Вывод: В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимы:
- разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;
- разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;
- создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;
- создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.
В России существует дискриминация - долговременное неравенство статусов индивидов, которое проявляется, в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп; в практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе. Таким образом, права и возможности женщин как работников ограничиваются. Проблема заключается в том, что социальные группы, имеющие меньше возможностей устроиться на работу, будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации. Хотя социально-психологические предубеждения о превосходстве отдельных групп над другими и вносят вклад в практики дискриминации, причиной же дискриминации выступают экономические факторы.
В России обсуждается законодательство о равных правах и возможностях женщин и мужчин , что предусматривает, в том числе, антидискриминационные меры в сфере труда. Необходимо:
- экономически поощрять мужчин к занятиям детьми и домашним хозяйством;
- доносить до населения смысл законодательных изменений;
- работать над антидискриминационным законодательством; исключить дискриминацию по признаку пола, ограничивая законами поведение работодателей с момента подачи объявления о вакансиях;
- создать механизм установления факта дискриминации и возмещения ущерба гражданам, подвергнувшимся дискриминации;
- реализовывать программы поддержки женского предпринимательства, профессиональной подготовки и переподготовки женщин.
Половые стереотипы оказываются центральным организующим принципом в мире занятости. И хотя при этом трудно отделить фактор пола от возраста, класса, расы и этничности, можно утверждать, что дискриминация по признаку пола в сфере труда в мире распространена очень широко.
2) История вопроса
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. В наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан.
При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России (1917 г.) дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в т.ч. в гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.
Но дискриминация «слабого пола» сохранялась и при советском режиме.
Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Таким образом, для социального анализа проблемная ситуация заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Слово и дело, положение «де-юре» и ситуация «де-факто», как это часто бывает в российской действительности, находятся в вопиющем противоречии друг к другу.
В настоящее время в рекламе о найме на работу работодатель не всегда обоснованно выдвигает как основное требование "пол и возраст". Такие объявления являются действительно дискриминационными, но доказать это на практике чрезвычайно сложно.
Согласно ч.5, ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.95 № 108 - ФЗ: «настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». За публикации о вакансиях редакция ответственности не несет, так как работодатель практически покупает место в газете, где размещает платную информацию. Таким образом, механизм ответственности за размещение данной информации не отработан и требует внесения поправок в действующее законодательство.
Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать скрытой, так как при отборе соискателей работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые качества, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Насколько серьезна эта проблема, мы видим из материала, предоставленного Клубом деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга, который осуществляют проект «Защита прав женщин на рынке труда». При официальном признании равенства мужчин и женщин, в России усиливаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Женщины постепенно вытесняются из престижных областей деятельности, понижается их статус и роль в обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13