- искоренение нищеты;
- ликвидация неравенства в области образования;
- доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию;
- трудоустройство;
- охрана и сохранение окружающей среды;
- укрепление образа женщины в средствах массовой информации;
- содействие правам женщины;
- искоренение насилия в отношении женщин. Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191
страна, приняла Платформу Действий, направленную на закрепление принципа равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе.
В крепостной России права и свободы личности были ущемлены. В гражданском праве и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницы всех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (без охраны материнства и детства), оплачивался он на 30% ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок.
С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.
Формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государстве, семье.
До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав.
Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной.
Женское движение в России началось в 1918г. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечка для женщин».
Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили.
В настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30 % представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.
Социальный статус женщины — положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам.
Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. В возрастной структуре преобладание женского населения начинается уже с 35 лет. В 1995 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 935 женщин. С 35 лет доля женщин трудоспособного возраста становится преобладающей.
В промышленности в неблагоприятных урловиях труда работает 3.5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных работах. Лишь 1/3 женщин, занятых в сельском хозяйстве, выполняет механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом.
С 1992 г. запрещено использовать труд женщин до 35 лет в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Однако этот закон зачастую не соблюдается.
Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок:
82 % — в сфере торговли и общественного питания;
85 % — в здравоохранении и социальном обслуживании;
79 % — в народном образовании;
73 % — в сфере культурного обслуживания.
В легкой промышленности работают в основном женщины.
В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин.
Женщины составляют более половины лиц. официально безработных. Остается острой проблема трудоустройства до 30 лет (в 1995 г. — 30% всех безработных).
Примерно половина (52 %) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12 % — матери-одиночки, 11 % — многодетные матери.
Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин.
С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.
В современной семье женщина выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи — приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального контроля. Главная функция женщины — репродуктивная.
Политическая роль женщины в обществе очень низка. Практически она вытеснена из всех структур власти. До перестройки представительство женщин в государственных структурах составляло 33 %, после перестройки в Федеральном Собрании — 11,4 %. В правительстве одна женщина-министр. Среди председателей верховных судов субъектов Федерации — 16 %. Женщины занимают в основном технические и исполнительские должности.
Образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным — 57,5%.
Из 6 миллиардов человек, живущих на Земле, 53% составляют женщины и 47% мужчины. При этом политики, ученые, демографы, специалисты по тематике половых стереотипов говорят о женщинах как о дискриминируемом большинстве.
Объяснить это возможно, взяв в качестве алгоритма теорию патриархата, которая предполагает доминирование власти одного пола, контроль, применение силы со стороны этого пола по отношению к другому.
Изучение патриархата, т. е. изучение власти одного пола над другим, помогает осознать и понять традиции старого времени, где доминирование мужского пола над женским считалось нормой общественных отношений, где "сильный" пол утверждал свою власть через насилие и контроль. Время патриархата прошло, но оставило след в современных общественных отношениях.
Патриархат - период в развитии цивилизации, когда сила, власть и контроль (физический и экономический) сильного пола над слабым диктовали условия жизни в обществе. Это система идей, взглядов, традиций, норм морали, мер ответственности, общественных отношений, этических и, конечно, юридических принципов, которую общество поддерживает и разделяет, закрепляя во всей системе нормативных регуляторов.
Патриархат отрицает на бытовом уровне идеи равенства и партнерства, утверждая иерархию в отношениях. Корни дискриминации - в патриархате.
В историческом аспекте власть "патриарха" - это власть царя, князя, патрона, воина, хозяина, мужа, отца (во многих случаях братьев) над женщиной, которой общество отводило второстепенную, подчиненную роль. Такую роль общество отводит женщине и сегодня, несмотря на юридически закрепленную идею равенства.
За женщиной остается роль жены, сестры, матери, хозяйки дома. Так называемые "выдающиеся женщины" - лишь исключение, которое в истории подчеркивает правило.
Общество, признающее Права Человека, принципиально отрицает неравенство. Система нормативных отношений, в основе которых лежит идеология уважения человеческой личности, отрицает патриархат как модель регулирования социально-половых отношений. Отказ от идеологии доминирования одного пола над другим - это путь к равенству по признаку пола.
Равенство многомерно: критериями его являются пол, раса, национальность, язык, вероисповедание и т. д. Мы можем проследить развитие идеи равенства и ее практическое воплощение в общественном сознании и жизни от первоначального осознания равенства как социальной ценности до конкретных шагов в борьбе за равенство. От равенства сословий - религиозного равенства - национального - этнического - классового - до равенства полов. Социально-половые аспекты равенства в этой хронологии последние, и сегодня еще только входят в жизнь социума.
В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае - к женщинам), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила запрещающие службу женщин в армии.
Дискриминация определяется в юриспруденции через неравной доступ к праву как мере свободы равнозначных субъектов. Виды дискриминации - неравенства в праве - требуют отдельного освещения.
Существует неравенство (в т. ч. в социально-половом аспекте) двух типов: неравенство прав, обусловленных законодательством, и неравенство, отсекающее доступ к равным возможностям. Права и возможности, таким образом, являются индикатором соблюдения равенства.
Наличие неравенства свидетельствует о существовании социальных систем, воспроизводящих дискриминацию: т. е. нарушающих равенство возможностей пользоваться правами, которые предполагают равенство всех субъектов, и/или нарушающих принцип равенства, универсальности прав человека самими законами.
Эти два типа воспроизведения дискриминации взаимосвязаны и одновременно самостоятельны. Первый характеризуется нормами, воспроизводящими патриархальные взгляды на положение человека - мужчины и женщины - в обществе. Второй закрепляет традиционные представления о положении двух полов через систему законодательных положений, в конституции, кодексах, законах, нормативных актах и инструкциях, где зафиксированы официальные взгляды государства на равенство и его реализацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13