Рефераты. Шпора МГИМО






p>
30. Суть и назначение основных функций управления. Управленческие функции выполняются в ТНК специальным аппаратом, состоящим из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции. Каждое подразделение аппарата управления осуществляет деятельность в рамках своей компетенции, в соответствии с реализуемыми им функциями управления. Развитие каждой из функций управления обусловливается влиянием объективных требований. Целью маркетинга считалось только обеспечение сбыта продукции. Но в дальнейшем содержание этого понятия претерпело существенные изменения. Функция планирования развивается и дополняется ныне функцией маркетинга. Планирование выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития., Функции управления проявляются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности ТНК. Комплексный подход к изучению функций централизованного управления ТНК охватывает внутрифирменное планирование и контроль. Возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на применении системы маркетинга. ТНК руководствуется стремлением получить возможность извлекать выгоды из разницы в экономической ситуации на рынках разных стран; захватывать или удерживать позиции; обеспечивать свои предприятия источниками сырья, пользоваться плодами научно-технического прогресса. Важнейшей составной частью совершенствования экономического механизма ТНК является дальнейшее развитие маркетинга и планирования.
Повышение уровня централизации в управлении ТНК предполагает дальнейшее развитие функций управления: маркетинг, внутрифирменное планирование и контроль. Централизованное управление исходит из необходимости проведения в рамках фирмы глобальной хозяйственной политики, предусматривающей, в частности, разработку общих задач и согласованные действия всех подразделений с целью их выполнения.


31. Маркетинг как специфическая функция управления. Маркетинг включает: 1. изучение спроса, требований потребителей к товару, уровня цены. 2. программы маркетинга по продукту. 3. установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства. 4. разработку инвестиционной политики фирмы. 5. определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы: валовых доходов и чистой прибыли. Он предполагает принятие решений на базе многовариантных экономических расчетов. Важнейшее значение имеют выработка и принятие обоснованных решений о целесообразности разработки, выпуска продукции, ориентированной на конкретный рынок, о целесообразности проведения НИОКР, о целесообразности освоения и выпуска продукции в установленных объемах с учетом жизненного цикла товара; о строительстве нового предприятия, реконструкции имеющихся производственных мощностей или замены их новыми; целесообразности финансовых затрат и их окупаемости; об источниках обеспечения материальными ресурсами; о конкретных условиях соглашений с поставщиками; об основных направлениях кадровой политики. Такая совокупность видов деятельности в рамках маркетинга означает качественно новый подход к управлению производством.
Главное в маркетинговой деятельности - разработка программ, в рамках которых находит оптимальный вариант сочетание в направлений: разработка новых видов продукции; модификация старых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей; усовершенствование выпускаемой продукции; создание новых видов продуктов с применением приобретенных патентов и лицензий. В корпорациях, перешедших на принципы маркетинга, возникает 20- 40% новаторских идей относительно новых товаров.
Главное преимущество: она позволяет быстрее довести товар до рынка.
Разработка программы маркетинга, изучение потребностей, рыночного спроса - не пассивное, а активное средство. Фирма "Ниссан" составляет программы по
600 продуктам; в подготовке каждой программы участвуют три-пять человек, эта работа ведется на современной информационно-технической базе с хорошим программным обеспечением. Маркетинговая деятельность ориентированна на перспективу. Характер, формы и методы маркетинга имеют различия в зависимости от вида продукта. Исключительное значение имеет осуществление контроля за качеством выпускаемой продукции, реализацией мероприятий по организации сбыта. Главный критерий оценки - получение максимальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки. Такой анализ проводится самой фирмой и независимыми аудиторами, его результаты отражаются в ежегодно публикуемых годовых отчетах фирмы. Годовые отчеты фирм доступны для акционерам и фирмам-контрагентам.


32. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Потребность в планировании в современных ТНК вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в международном масштабе;

специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственных комплексов промышленных фирм; наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы. Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении ТНК. Виды планов: Формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное планирование; среднесрочное планирование; текущее (бюджетное, оперативное) планирование. Виды планов:1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР;

производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план;
2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы производственного отделения; планы дочерней компании. Уровень и качество планирования определяются: компетентностью руководства фирмы; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях. Характерные особенности планирования: 1в американских компаниях главное - объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов; 2. в английских - ориентация на распределение ресурсов; 3. в японских - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений. Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование - это начальный этап управления. Оно направлено на оптимальное использование возможностей фирмы.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, или перспективное; среднесрочное; тактическое, или текущее (бюджетное).Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами, охватывает период в 10-15 лет. Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.


33. Перспективное планирование, его виды. Среднесрочное и текущее планирование. Перспективное планирование охватывает период от 10 до 20 лет
(чаще 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования; внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии; диверсификация производства и обновление продукции; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т. е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом: выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития; высшее руководство определяет цели каждому подразделению, которые разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом "снизу вверх". Цель стратегического планирования - дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. Основа при разработке: анализ перспектив развития фирмы; анализ позиций в конкурентной борьбе; выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы; анализ направлений диверсификации видов деятельности. Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок. В них формулируются основные задачи: производственная стратегия фирмы; стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов., приводятся сведения в разбивке по продуктам. Он разрабатывается в производственных отделениях. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, по производству, материально- техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые).
Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта. Бюджет фирмы - выражение оперативного плана в денежных единицах.
Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность


34. Планирование деятельности производственного отделения. В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (5 лет) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке. Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (до 1 года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.
Текущее планирование позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции. В производственном отделении разрабатываются отдельно план производства, реализации, капиталовложений, финансовый.
Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса. У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования. В компаниях США производственные планы предусматривают внутрикорпорационные поставки компонентов, закупки у специализированных поставщиков. В японских автомобильных компаниях, планирование является всеобъемлющим. Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но и на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.