Рефераты. Шпора МГИМО






p>
10. Классификация фирм по характеру собственности. Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений. Картель представляет собой объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности - регулирования сбыта. Характерно: договорный характер объединения; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство. Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность Пулы называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыли участников пула поступают в общий котел, а затем распределяются. Трест - объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Концерн
- это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Характер "вертикальных" или "горизонтальных" объединений. Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др.
Во главе финансовой группы стоит один или несколько банков. Государственные фирмы В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-либо министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью. Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве развитых стран.
Государственные торговые фирмы, осуществляющие только экспортно-импортные операции, имеют большое значение в международной торговле. Кооперативные фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели. Одной из основных задач кооперативных союзов является устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках. Сейчас они имеют не только потребительскую, но и производственную направленность. Крупнейшим кооперативным союзом, выступающим на мировом рынке, является английское
Кооперативное оптовое общество. Оно владеет не только большим числом промышленных предприятий, но и банками, страховыми обществами, гостиницами, кинотеатрами, товарными складами, судами, железнодорожными станциями, сетью автобаз.


11. Классификация фирм по капиталу и контролю. Национальными называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Пример:
"Дженерал моторе", "Форд мотор", "Крайслер" и др. европейские "Фольксваген" и "Даймлер-Бенц" в Германии; "Бритиш Лейланд мотор корп." в Англии; "Рено" и "Пежо" во Франции; "ФИАТ" в Италии; "Вольво" в Швеции Иностранными называют фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Иностранные фирмы создаются в форме филиалов дочерних и ассоциированных компаний заграничных головных фирм и регистрируются в стране местонахождения.
Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний. Иностранные фирмы образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к изменению национальности контроля. Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Регистрация смешанной фирмы осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства.
Смешанные по капиталу компании называют совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. В форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Многонациональные фирмы: англо-голландские концерны - нефтяной "Ройялдатч-
Шелл" и пищевой "Юнилевер".


12. Классификация фирм по сфере деятельности. К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них - национальные. Филиал не имеет юридической самостоятельности не может вести дела от своего имени: заключать сделки, вести бухгалтерский учет, отчитываться перед аудиторами. В обязанности заграничного производственного филиала обычно входит выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания. Дочерние компании, обладая юридической самостоятельностью, сами подписывают контракты с покупателями и несут ответственность за их исполнение, а также отвечают юридически по своим обязательствам. Материнская компания не несет никакой ответственности за выполнение заказов и обязательств дочерней компанией. К категории международных фирм, именуемых транснациональными корпорациями -ТНК, эксперты ООН относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. ТНК - это особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства, деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что выражает суть экономической политики ТНК. Важной отличительной чертой
ТНК является наличие огромного числа производственных и сбытовых дочерних компаний в широком круге стран. Важная характерная черта ТНК состоит в организации международного по своему характеру производства, основанного на разделении труда. В зависимости от отраслевой принадлежности это производство либо строится на включении заграничных предприятий в общую технологическую цепочку от добычи сырья до выпуска конечного продукта, либо основывается на подетальной специализации. Внутрифирменные поставки имеют особо большие размеры у компаний автотракторной, военно-космической, химической, фармацевтической, радиоэлектронной промышленности. ТНК имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на состояние платежного баланса стран местонахождения своих предприятий. Усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий.


13. Методика изучения фирм. Собираются следующие сведения: Общие сведения о фирме: наименование фирмы; адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса или телефакса. Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место в списке ведущих компаний своей страны и место среди крупнейших компаний мира. • Вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская; инжиниринговая и др. Характер собственности фирмы: частная; государственная, полугосударственная; кооперативная Правовое положение фирмы: акционерное общество; корпорация (США), публичная компания; общество с ограниченной ответственностью; частная компания; полное товарищество; коммандитное товарищество; единоличная фирма. Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная. История образования и особенности развития фирмы: год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименований. Тип объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем; материнская компания; филиал; дочерняя; ассоциированная компания. Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары или группы товаров; направление специализации; номенклатура экспорта и импорта. • Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам. Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, их местоположение, виды деятельности; значение (доля) экспорта из страны производства в деятельности фирмы. Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение производственных предприятий и их мощность.
Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции. Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами. Структура аппарата управления фирмы: численный состав совета директоров и правления; название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности. Источники изучении фирм:
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
Информация, публикуемая в американском журнале "Форчун" ("Fortune"), содержит сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам США и по 500 внеамериканским компаниям. Годовые отчеты о деятельности фирм, которые составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются советом директоров. Балансовые отчеты фирм, публикуемые ежегодно или ежеквартально, дают сведения: о средствах, которыми располагает фирма; об источниках финансирования; о размере акционерного капитала фирмы; об обязательствах компании по облигационным займам; о размере основного капитала и т.п.
Проспекты фирмы содержат: подробную характеристику производственной деятельности фирмы. Информация о фирмах от специализированных организаций: кредитно-справочных бюро, союзов предпринимателей, торговых палат, консультационных фирм, государственных организаций. Информация внутреннего пользования. Собирается и систематизируется каждой фирмой, имеющей специальные досье или картотеки по фирмам. На каждого действующего клиента фирма заводит отдельную папку или карточку, в которых, помимо общей характеристики фирмы, систематически делаются записи о состоянии деловых отношений с клиентом и регулярно вносятся новые сведения о нем. Справочники по фирмам. Содержат систематизированную информацию о промышленных, торговых, транспортных, страховых и других видах фирм.


14. Порядок учреждения и регистрации фирмы. Регистрация фирмы предоставляет защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.
Фирменное наименование, под которым фирма регистрируется в торговом реестре своей страны, выбирает и присваивает себе каждая фирма самостоятельно.
Наименование фирмы обозначается на бланках коммерческой корреспонденции, счетах, печати, вывеске, товарном знаке, рекламе. Фирменное наименование указывается в преамбуле или тексте контракта, финансовых документах, при регистрации на фондовой бирже. Фирма может быть создана юридическими и физическими лицами путем объединения их вкладов (капиталов) для ведения хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Регламентации: 1. определение правового положения фирмы; 2. устав фирмы, устанавливающий порядок учреждения и функционирования фирмы; 3. образование капитала фирмы; порядок эмиссии, приобретения и передачи паев или акций; принадлежность капитала; 4. организационная структура фирмы. Регистрация фирмы осуществляется государственными административными органами и является обязательной. Она преследует цели: проведение государственного контроля за предпринимательской деятельностью: возникновением и ликвидацией фирм; выявление фактов незаконной коммерческой практики и тайного предпринимательства; получение от предпринимателей сведений бухгалтерского и финансового учета. Регистрация фирм осуществляется занесением их в реестр с указанием следующих данных: полное наименование фирмы или торговое имя предпринимателя, ее местонахождение; виды и основные направления деятельности, осуществляемые фирмой; основной капитал фирмы; организационная структура фирмы; фамилии предпринимателей, несущих личную ответственность по обязательствам фирмы; фамилии должностных лиц, обладающих полномочиями на ведение дел и правом подписи при заключении сделок. Регистрация в большинстве стран обязательна и предполагает представление фирмой ее устава и учредительного акта (меморандума). Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности. В качестве юридического лица может выступать только фирма, зарегистрированная в торговом реестре в соответствии с установленным законом порядком, имеющая определенные размеры и занимающаяся деятельностью, разрешенной законом. Учредительные документы: фирменное наименование; предмет и цели деятельности; местонахождение; состав участников; представительство; размер уставного (акционерного или оплаченного) капитала; размер долей участников (состав вклада); виды акций, их номинальная цена и количество; порядок формирования уставного капитала
(внесение вклада каждым участником); число акционеров; структура, состав и компетенция органов управления; порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.