Рефераты. Шпора МГИМО






p>
24. Механизм принятия управленческих решений. Общее руководство принятием решений - процесс принятия решений находится в руках одного линейного руководителя, который подчинен вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственного руководителя. Характерен для американского менеджмента. Правила принятия решений разрабатываются и издаются самими фирмами: формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Цель - осуществление координации между различными подразделениями. Оперативные правила формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают: определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.
Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве, касаются определения целей и характера деятельности фирмы. Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, охватывают деятельность производственных отделений.
Преимущество планов перед правилами: они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем.
Результаты выполнения плана оцениваются руководителем производственного отделения. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе. Во назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы. В матричных структурах руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений.


25. Внутрифирменная система информации. Информационное обеспечение состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия решений. Особое значение имеет обеспечение оперативности и достоверности сведений. своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности. К информации предъявляются требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений.
Управленческая внутрифирменная информационная система это совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений, состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи. В производственно-хозяйственном подразделении фирмы обеспечивается обобщение информации "снизу вверх", конкретизация информации "сверху вниз". Для определения эффективности внутрифирменной системы управления показатель - отношение получаемой прибыли к затратам на технические средства. Внутрифирменная система информации выполняет функции: определение потребности руководителя в характере и содержании информации; определение потребностей в технических средствах фирмы; централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств; обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации; разработка программных средств; определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации
(содержание и обучение обслуживающего персонала, оплату используемых помещений, затраты на приобретение магнитных лент, дискет, бумаги и пр.).


26. Основные принципы менеджмента. Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы. Основной принцип менеджмента - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, проблема распределения полномочий на принятие решений. Оптимальным вариантом считается, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению. Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному. В американских фирмах используется принцип единства команды. Менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного. Минус: руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности. Принцип демократизации управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление. Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования.

27. Содержание централизованной и децентрализованной форм управления.
Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности. Используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок. Высшее руководство фирмы обычно состоит из президента-компании, одновременно и ее управляющим, и двух вице- президентов. Правовая защита интересов компании, ведение бухгалтерии, обычно поручаются специализированным фирмам. Централизованное управление крупной фирмой, выпускающей один или несколько видов продукции, более сложно. Президент осуществляет только общее руководство компанией, а вице- президенты руководят определенными секторами деятельности с помощью соответствующих управляющих. Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда: функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные; имеется значительное число функциональных служб; исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, наделенных широкими полномочиями в сфере производства и сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. Функции высшей администрацией: контроль за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, со многими производственными предприятиями, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки А. Файоль писал, что «централизация
- не есть сама по себе ни хорошая, ни дурная система администрирования».


28. Сочетание централизации и децентрализации в управлении. Характерная черта организации управления ТНК это сочетание централизации и децентрализации, когда полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за высшим звеном управления материнской компании, а оперативные вопросы, - за низовыми звеньями управления. Децентрализация предполагает создание внутри материнской компании автономных производственных отделений, пользующихся хозяйственной самостоятельностью.
В функции высшей администрации материнской компании входят контроль за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений. Подчинение осуществляется путем усиления оперативного контроля за деятельностью производственных отделений, объединения их в производственно-хозяйственные группы. Высокоцентрализованными стали планирование, техническая политика и политика инвестиций, организация научно-исследовательских работ. Большое значение имеет использование системного анализа, программирование и моделирование, экономико- математические методы, теория операций и теория игр. В ТНК происходят объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на отдельные. Централизация управления это важнейший рычаг воздействия на это производство. К функциям централизованного управления относятся: планирование, контроль, финансовая и техническая политика , материально-техническое обеспечение. К функциям децентрализованного управления относятся функция маркетинга, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой технологии, материально- техническое снабжение, решение кадровых вопросов. Рост масштабов и сложности производства ведет к децентрализации управления. Непрерывные изменения в условиях производства, ориентация производства на определенный рынок и потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений, т.е. централизация.


29. Демократизация управления. Участие работников в управлении. Акционерные общества, основанные на принципах партнерства, практикуют разные формы участия рабочих в управлении и прибылях. Оптимальной формой хозяйственной организации на микроуровне - акционерная компания, в которой значительная часть акций принадлежит рабочим, и персонал участвует в управлении. У работников появились новые жизненные ценности: стремление к творческой самореализации, к полноправному участию в процессе принятия решений и несению ответственности за их реализацию. Из объекта управления рабочий превратился в субъекта производственного процесса. Термин "промышленная демократия" появился впервые с выходом в 1897 г. книги В. и С. Уэбб. Этот термин характеризует совокупность факторов, способствовавших развитию системы участия работников в управлении фирмами прежде всего в странах Зап.
Европы. Там промышленная демократия, проявляющаяся в партнерских отношениях между предпринимателями и рабочими. В производственных кооперативных фирмах решения принимаются коллективно всеми по принципу "один человек - один голос". Эти фирмы имеют преимущество в вопросах производительности труда, текучести кадров, числа прогулов и забастовок. Они проигрывают в вопросах инвестирования, так как склонны к проеданию своих прибылей и проявлению консерватизма в осуществлении рисковых проектов. В Германии в 1951 г. в целях предотвращения забастовок в фирмах 50% мест в советах директоров было предоставлено представителям рабочих. Согласно закону от 1976 г. в фирмах с числом занятых более 2000 рабочие получили половину мест в наблюдательном совете. Законодательство об обязательном участии рабочих в советах директоров компаний с правом голоса принято в Швеции, Австрии, Дании,
Голландии, Люксембурге. В 1975 г. Комиссия ЕС опубликовала "зеленую книгу" по вопросам участия рабочих в делах фирмы и организационной структуре компаний, где рекомендовалось фирмам с числом занятых свыше 500 человек иметь наблюдательный совет директоров, в котором одна треть голосов принадлежит акционерам, одна треть - персоналу и одна треть - лицам, не связанным ни с рабочими, ни с владельцами фирмы. Участию работников в управлении фирмами в странах - членах ЕС посвящены специальная Директива
Комиссии ЕС, отдельные положения Устава о Европейской компании (ЕК). В США до 70-х годов преобладал автократичный подход к управлению, сосредоточение всех функций по принятию решений у профессиональных менеджеров. Право голоса у работников при решении управленческих вопросов невелико. Согласно закону в частных фирмах представители работников имеют право принятия решений по ограниченному кругу вопросов. Право контроля и участие в управлении фирмой работники передают специальному комитету. В США используются традиционные формы вовлечения работников в управленческий процесс: малые проблемные группы. Метод кружков качества, заимствованный у японских фирм. Сейчас на американских фирмах действуют около 300 тыс. кружков качества. В Японии рабочие имеют своих представителей в совете директоров. Японская система наиболее демократична, предполагает проведение совместных консультаций, принятие решений на основе консенсуса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.