Уровень развития информационных технологий на сегодняшний день при построении автоматизированных систем управления позволяет выбрать архитектуру из достаточно широкого спектра. При проектировании разрабатываемой системы рассматривались различные архитектуры построения информационных систем.[11]
Важнейшим параметром для проектируемой АСУ является быстродействие (даже в случае значительного увеличения количества пользователей), а также надежность, масштабируемость и безопасность. Всё это обеспечивает архитектура «клиент-сервер». Такая архитектура позволяет оптимально распределить работу между клиентскими и серверной частями системы: теперь приложение, работающее на рабочей станции, не читает записи базы данных «напрямую», а посылает запросы на сервер, где они принимаются и последовательно отрабатываются специальными программами. В результате на рабочую станцию поступают только обработанные данные, что радикально сокращает информационные потоки в ЛВС[12].
Итак, проектируемая АСУ является клиент-серверной системой. С организационной точки зрения архитектура АСУ содержит две основные подсистемы:
1. Система хранения информации (сервер базы данных)
2. Клиентская часть.
Одним из главных факторов, влияющих на принятие решения о создании информационных систем в архитектуре «клиент-сервер», является потенциальная возможность повышения производительности работы пользователей, особенно в тех случаях, когда находящиеся в эксплуатации приложения не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к скорости обработки данных ввиду их большого объема, а также высокой интенсивности и сложности запросов.[13] Известно, что информационные системы, основанные на архитектуре «клиент-сервер», могут обладать существенными преимуществами перед информационными системами, базирующимися на сетевых версиях настольных СУБД, такими, как существенно меньший сетевой трафик, меньшее время обработки запросов, меньшая ресурсоемкость клиентских приложений и меньшие трудозатраты при их разработке.
Определим цели, задачи, решаемые проектируемой АСУ (табл. 7). Очевидно, что цели и задачи, которые решает автоматизация документооборота на каждом следующем уровне увеличивает её фактическую стоимость, что является немаловажным фактором в настоящее время, при этом важно отметить, что инвестиции в автоматизацию, как отдельных элементов документооборота, так и в полную автоматизацию бизнес-процессов определяются усиливающейся турбулентностью бизнес-среды. По мнению многих исследователей[14] в условиях высокой турбулентности бизнес-среды эффективность неавтоматизированных бизнес-процессов резко снижается, увеличивает скрытые и явные потери предприятий и организаций. Оптимизация бизнес-процессов, а в отдельных случаях и реинжиниринг в современном развитии бизнеса сложно представить без использования современных IT, которые автоматизируют процессы управления, оптимизируют и повышают эффективность деятельности предприятий.
Таблица 7. Цели и задачи, решаемые Автоматизированной системой управления документооборотом
Цель
Задача
Комментарии
Снизить риски потери документов, обеспечить централизованный доступ к документам
Снизить уровень бумажного документооборота, обеспечить сохранность и воспроизводство документов
Цели и задачи, решаемые на этом уровне наиболее актуальны для территориально распределенных предприятий
Снизить затраты (временные, финансовые, трудовые) на обеспечение повседневного документооборота
Автоматизировать элементы документооборота
Цели и задачи, решаемые на данном уровне, наиболее подходят для предприятий с активным внешним и внутренним документооборотом
Повысить качество оперативного управления
Полная автоматизация документооборота предприятия
Цели и задачи, решаемые на данном уровне, обеспечивают формализацию бизнес-процессов, определяют процедуры исполнительной дисциплины, определяют структуру и иерархию доступа к документам
В качестве конкретных объективных причин, вызвавших необходимость существенных изменений в бизнес-процессах, внедрение автоматизации и как следствие изменений в производственной, сбытовой сфере, сфере услуг, можно выделить две внутренние, взаимосвязанные причины[15]:
1. рост сложности новых продуктов, степень сложности новых продуктов такова, что ни отдельный сотрудник, ни даже группа сотрудников не может знать все технические детали данного продукта. В связи, с чем усложняются управленческие задачи.
2. неэффективность дальнейшего увеличения числа сотрудников. Сложилась ситуация, когда рост числа персонала перестал сказываться на эффективности деятельности организации. Имеются два фактора обусловившие данную причину:
a. рост стоимости труда;
b. нелинейный рост числа управленцев по отношению к сотрудникам, непосредственно создающим продукт либо услугу.
Таким образом, внедрение автоматизации, как в исследуемом предприятии, так и в ряде ему подобных предприятий и организаций необходимо и полностью обоснованно.
Для того, чтобы непосредственно перейти к проектированию архитектуры баз данных необходимо четко основные цели, которые достигаются с помощью автоматизированной системы управления документооборотом. Целью внедрения автоматизации документооборота является[16]:
- Удешевление бизнес-процессов, временных затрат на осуществление операций персоналом предприятия
- Обеспечение удобства пользователя и унификация выполняемых операций
- Обеспечение общего информационного пространства, возможности интегрированного поиска и извлечения данных
- Обеспечение унифицированных средств мониторинга процессов и контроля исполнения
- Обеспечение возможности сбора статистической и аналитической информации о скорости и своевременности исполнения этапов бизнес-процессов
- Обеспечение возможности постепенного расширения автоматизированных процессов, а также возможностей их модификации по мере изменения процессов
Итак, автоматизация в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей персонала (пользователей) в оптимизации и интенсификации, как отдельных операций, так и бизнес-процессов в целом, поэтому разработка архитектуры баз данных ведется в соответствии с требованиями пользователей АСУ.
Процесс разработки структуры базы данных в соответствии с требованиями пользователей называется проектированием базы данных[17].
Достижение приемлемого для всех пользователей уровня эксплуатационных характеристик базы данных является сложной задачей.
Другим аспектом функционирования БД является ее гибкость. БД, тесно привязанные к текущим приложениям, могут иметь слишком ограниченную сферу применения в других подобных организациях. Быстрое изменение требований и введение новых типов элементов данных могут иметь следствием повышение стоимости сопровождения программ, разложение временных файлов и сортировок, а также снижение производительности системы.
На сегодняшний день можно выделить следующие модели данных:[18]
- иерархическая;
- сетевая;
- реляционная;
- постреляционная;
- многомерная;
- объектно-ориентированная.
Иерархические модели данных базируются на использовании графовой и табличной форм представления данных.
В графической диаграмме схема БД: вершина графа - используется для интерпретации типов сущностей, а дуги - для интерпретации типов связей между типами сущностей. При реализации, вершины представляются таблицами описаний экземпляров сущностей соответствующего типа.
К достоинствам иерархической модели данных относятся эффективное использование памяти ЭВМ и неплохие показатели времени выполнения основных операций над данными. Иерархическая модель данных удобна для работы с иерархически упорядоченной информацией.
Недостатком иерархической модели является ее громоздкость для обработки информации с достаточно сложными логическими связями, необходимость использования той иерархии, которая была заложена в основу БД при проектировании, а также сложность понимания для обычного пользователя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16