К обучению по программе МВА привлечены известные профессора и доктора наук, имеющие практический опыт консультирования крупных предприятий и фирм. Среди них: О. Т. Богомолов, В. А. Дергунов, А. П. Егоршин, Г. Н. Власов, Д. Вир, В.А.Кручинин, Г. А. Мотин, Г. М. Озеров, Дж. Рэмсботтом.
Методы обучения: широко применяются современные технологии обучения, принятые в лучших школах бизнеса - "кейс-стади", "уорк-шоп", деловые компьютерные и ролевые игры, психологические тесты, видеопсихотренинги, программированное обучение. Эти методы прошли адаптацию к российскому менталитету и широкую апробацию на 120 краткосрочных семинарах института.
Программа магистратуры состоит из более 20 базовых дисциплин, изучаемых в течение 2-х лет обучения.
|Рейтинг высших международных бизнес-школ | |Место|Название |Адрес, телефон, ФИО |Сумм| |в | |руководителя |а | |рейти| | |балл| |нге | | |ов | |1 |Институт бизнеса и |117571 Москва, пр-т |703 | | |экономики АНХ |Вернадского, 82, т. | | | | |434-9481, Гойзман Эдуард | | | | |Исакович | | |2 |Московская |113054 Москва, Стремянский |597 | | |международная |пер, 36, (095) 237-82-77 | | | |высшая школа |Савин Станислав Леонидович | | | |бизнеса МИРБИС | | | |3 |Институт бизнеса и |117571 Москва , пр-т |505 | | |делового |Вернадского, 82, т. | | | |администрирования |434-9253, Мясоедов Сергей | | | |АНХ |Павлович | | |4 |Международная школа|197376 Санкт-Петербург, ул.|392 | | |менеджмента |Проф. Попова, 5, | | | |ЛЭТИ-«ЛОВАНИУМ» |Т.(812)234-01212, Янчевский| | | | |Александр Эдуардович | | |5 |Санкт-Петербургский|193060 Санкт-Петербург, а/я|389 | | |Международный |10, Смольный, 9-й подъезд, | | | |институт |т. (812) 278-5650, Мордовии| | | |менеджмента |Сергей Кириллович | | |6 |Нижегородский |603600 Нижний Новгород, ГСП|354 | | |институт |117, Окский съезд, 4, т. | | | |менеджмента и |(8312) 33-02-51, Егоршин | | | |бизнеса |Александр Петрович | | |7 |Высшая школа |117571 Москва, пр-т |352 | | |международного |Вернадского, 82, т. | | | |бизнеса АНХ |434-2487, Евенко Леонид | | | | |Иванович | | |8 |Школа финансового |117571 Москва, пр-т |343 | | |менеджмента АНХ |Вернадского, 82, т. | | | | |434-9027 Лобанова Елена | | | | |Николаевна | | |9 |Высшая коммерческая|125474 Москва, ул. |328 | | |школа МВЭС |Левобережная, 32, т. | | | | |458-7494, Буренин Владимир | | | | |Арсеньевич | |
| Базовые курсы МВА | |СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ | |I БЛОК-МОДУЛЬ - НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА | |институциональная среда бизнеса микро- и макроэкономика | |основы гражданского и предпринимательского права финансы, | |денежное обращение и кредит бухгалтерский учет и аудит | |количественные методы и деловая статистика информационные | |технологии в бизнесе организационное поведение этика | |бизнеса | |II БЛОК-МОДУЛЬ - БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |теория организации ' - ' общий менеджмент стратегический | |менеджмент управление персоналом управление производством | |маркетинг продукции и услуг финансовый менеджмент | |инновационный менеджмент эффективные коммуникации | |Ill БЛОК-МОДУЛЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ управление рисками • оценка| |бизнеса • основы внешнеэкономической деятельности • | |управленческий учет • антикризисное управление • | |психология управления • деловой английский язык | |ИНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |IV БЛОК- Менеджмент и |МОДУЛЬ - КУРСЫ ПО ВЫБОРУ | |маркетинг |Экономика и финансы | |• управление ресурсами |• экономический анализ • | |• международный |ценообразование • налоги | |менеджмент • |налогообложение • техника | |стратегический |валютных операций • финансы | |маркетинг • техника |организаций • бюджетирование и | |переговоров и |контроль • региональная экономика| |презентаций • | | |управление качеством • | | |техника личной работы •| | |маркетинг образования | | |ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ |
На втором году изучаются специальные дисциплины по выбору студента с учетом его индивидуальных интересов. Выбор дисциплин осуществляется исходя из6 специальностей подготовки, указанных выше, однако специальные курсы магистра являются "продвинутыми" и имеют более практическую направленность, чем в программе "бакалавр" или "специалист".
В число обязательных дисциплин входит деловой английский язык. Форма обучения - без отрыва от производства (вечерняя). Продолжительность обучением - 2 года. Завершается обучение защитой дипломного проекта с получением дополнительного высшего профессионального образования с квалификацией "магистр управления".
В итоге очевидно, что отставание в сфере дополнительного, профессионального образования связано с экономическими проблемами в стране. существующего состояния системы образования Российской Федерации по отношению к высокоразвитым странам и позволяют определить ориентиры для разработки среднесрочных прогнозов развития социальной сферы. Наиболее известным в мировой практике является индексный метод, используемый в ежегодных "Докладах о развитии человека" ООН. Сущность метода заключается в расчете сопоставимых индексных показателей, характеризующих различные стороны экономической и социальной жизни стран мира за ряд лет, и определении интегрального "индекса развития человеческого потенциала" (ИРЧП). В Докладе содержится от 30 до 50 разделов, или более 100 локальных показателей, характеризующих ИРЧП, причем показатели системы образования приведены в нескольких разделах. Рейтинг стран по ИРЧП меняется по годам, однако высокоразвитые страны "семерки" закономерно находятся в первой "двадцатке" по ИРЧП.
Россия находится в зоне стран со средним уровнем развития, и ее положение существенно не изменилось в последние два года. В расчете ООН фигурируют 174 страны мира. Проанализировав некоторые показатели можно сделать следующий вывод, что России существенно не отличается от лучших показателей стран "семерки". Так, индекс уровня образования составляет соответственно 92% и 99%, уровень грамотности взрослого населения - 99% и 99%, число ученых и специалистов, занимающихся НИОКР, - 4,2 чел. и 7,1 чел. на 1 000 населения. Нет большой разницы в доле расходов на образование в процентах от ВНП - 4,1% и 7,0% и доле расходов на образование в процентах от общих государственных расходов - 9,6% и 14,4%, однако в 1999 г. они составляли всего 3,8% в России.
Вместе с тем, ряд показателей свидетельствует о значительном отставании России от стран «семерки». Например, индекс развития человеческого потенциала - 0,747 и 0,932. Причем между Россией и Канадой находятся по этому показателю 70 стран! Значительный разрыв имеет место по ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении - 66,6 лет и 80 лет в Японии, что также имеет важное значение для воспитания и преемственности поколений.
Реальный валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения в тыс. долл. - 2,68 и 38,16. Разница, по сравнению с Японией, огромная (в 14 раз) и в ближайшие 25 лет не может быть ликвидирована.
К сожалению, огромные диспропорции сложились и в суммарных расходах на образование в долларах США. В 1997 г. в России они составили 16,19 млрд. долл., а в США израсходовано на образование 420,29 млрд. долл., т.е. в 26 раз больше средств при разнице в численности населения всего в 1,8 раза. После 17 августа 1998 года этот разрыв еще больше увеличился, т.к. доля расходов в бюджете России уменьшилась до 3,8 %, а курс рубля к доллару США уменьшился в 4 раза.
Поэтому финансирование образования "по остаточному принципу" может быть вынужденным и кратковременным в условиях экономического кризиса и требует незамедлительного решения как за счет госбюджета, так и других источников - инвестиций предприятий и граждан.
II. Особенности подготовки кадров в частных компаниях
Опыт США
Особое место в американской системе образования занимает подготовка кадров в частных компаниях. По некоторым оценкам, расходы на эти цели в США превышают 100 млрд. долл. ежегодно. 76% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек имеют программы в области подготовки и переподготовки рабочей силы. В целом такими программами обладают почти 30% всех фирм США. Корпорация "Дженерал моторз", например, ежегодно тратит на переподготовку рабочих 80 млн. долл. В середине 90-х годов в рамках так называемого образования взрослых различными программами, прежде всего осуществляемыми компаниями в интересах профессионального совершенствования работников или приобретения ими новой специальности, было охвачено около 50 млн. человек, или 65% вовлеченных в него (остальные учились по причинам социального или личного характера). Особенно активно] во внерабочее время учатся специалисты с высшим образованием: в; 1995 г. 12,2 млн., или 73% их общего числа, были охвачены различными формами образования взрослых. В нем участвовало также 57%: административно-управленческого персонала, 69% техников, от 26 до 43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня.
Частные компании США, и прежде всего крупные корпорации, все чаще рассматривают расходы на образовательные программы B качестве непременного компонента своей долговременной экономической стратегии.
Подготовка или переподготовка кадров в компаниях происходит, как правило, в специально созданных учебных центрах либо непосредственно на рабочих местах b виде программ производственного ученичества. Сроки обучения различные - от нескольких дней до нескольких лет в зависимости от конкретных целей того или иного курса.•;
Одна из новых тенденций в подготовке кадров в компаниях - создание системы непрерывного обучения рабочих и служащих для адаптации к новым технологиям, новым формам организации труда, ликвидации "функциональной неграмотности". Такие курсы введены в "Дженерал электрик", "Дженерал фудс", "Пасификбелл", "Ксерокс" и др. При этом все большее число компаний организует переподготовку кадров не только для собственных нужд, но и для компаний-поставщиков. Корпорация "Ксерокс", например, готовит управленческие кадры для 100 из 300 своих поставщиков. На эти цели компания ассигнует 1,5 млн. долл. Обычно переподготовка рабочих для работы с использованием новых технологических принципов в крупных корпорациях охватывает 500-600-часовой учебный курс. Так, после открытия нового предприятия по производству грузовых автомобилей в Форд-Уэйне фирма "Дженерал моторз" провела переподготовку 3 тыс. рабочих. Каждый из них прослушал 633-часовой курс, посвященный освоению новой техники и группового (бригадного) метода работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5