Рефераты. Проффесиональное образование






p> . сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур

(банков, страховых компаний, малых предприятий);

. возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";

. усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;

4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы бизнеса, центры образования и др.):

. распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации

(отраслевых ИПК);

. сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;

. недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужащих, обучение безработных);

. слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

. переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");

. низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающая их уходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб росту квалификации;

. процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой специализации;

. сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;

. отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business

Administration) и общественного признания ее как главной программы профессиональной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;

. отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес- образования, за исключением "президентской программы".

Система профессионального образования в США

Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные заведения. В 1999 г. численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. - в частном).

Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 учреждение высшего образования (1594 государственных, 2087 частных). Они охватывают весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед ними задачами. Учитывая большое разнообразие учреждений высшего образования, "Фонд Карнеги за совершенствование обучения" предложил, в частности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных категорий вузов в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.

К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения начальной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего обучения, что позволяет продолжить учебу в аспирантуре и проводить исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней доктора наук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета).

Во вторую группу также входят исследовательские университеты, но объем государственной финансовой помощи, получаемой ими, меньше, чем в университетах первой группы, - от 15,5 млн. до 40 млн. долл. Соответственно меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы наиболее престижных университетов (в
1995 г. их насчитывалось 126) являются ядром американской системы высшего образования, основными центрами фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн. студентов (свыше 19% их общего числа).

В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследований относительно невелики, но которые наряду с выпуском специалистов уровня бакалавра присваивают степень доктора наук. В третьей группе такую степень получают не менее 40 человек в год как минимум по пяти специальностям; в четвертой - не менее 20 как минимум по одной специальности или не менее 10 человек ежегодно как минимум по трем специальностям. В США таких университетов 109 с числом студентов около 1,3 млн. человек (9%).

Следующие две группы университетов и колледжей, помимо того, что подготавливают бакалавров, присуждают также степени магистров наук (что требует учебы еще в течение года-двух, углубленной специализации по выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В этих университетах и колледжах (их насчитывается 531) более половины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам.
Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в количестве обучаемых студентов - в первом случае их должно быть не менее
2,5 тыс., во втором - от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. В этих учебных заведениях обучаются 3,2 млн. студентов (22,1%).

Седьмая и восьмая классификационные группы включают 625 че- вырехгодичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают, прежде всего, правила приема при поступлении - во второй группе они Колее либеральные. В четырехгодичных колледжах в США учатся,1 млн. студентов (7,6%).

Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. В FI473 таких колледжах, где обучают-кя 5,4 млн. студентов (37,2%), предлагаются разнообразные специализированные программы по различным профессиям, не требующим полномасштабного высшего образования. По сути, эти колледжи дают среднее специальное образование.

Наконец, десятая группа представлена профессиональными школами университетов и другими специализированными институтами, предоставляющими высшее образование - от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят технологические школы, медицинские школы и школы бизнеса и управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические школы, школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучаются около 500 тыс. студентов.

Таким образом, США располагают обширной и широко диверсифицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире.
Американская высшая школа подготовила в 1995 г., например, почти 1,2 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), около 400 тыс. магистров (1,7%) и более 44 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях знаний.

Несмотря на то что в целом обучение в системе американской высшей школы гораздо более эффективно по сравнению со школьным образованием, здесь также немало нерешенных проблем. Во многих вузах страны, особенно государственных, качество подготовки остается относительно низким. Высокая стоимость получения высшего образования существенно снижает его доступность: так, средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном четырехгодичном колледже университета, в 1997 г. достигали 23,5 тыс. долл. (в 1985 г. они были почти вдвое ниже). В России из-за уровня жизни эта стоимость в платных колледжах меньше раз в 20.

С 1980 по 1994 г. расходы на обучение, например, в государственном двухгодичном колледже возросли на 70%, а в четырехгодичном - на 86%; в то же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился на 25% (в реальном исчислении). Хотя охват высшим образованием возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно увеличился в пользу белых. В 1976-1980 гг. в четырех- и двухгодичных колледжах обучался 31% белых молодых людей в возрасте 18-24 лет, 28% -черных и 29% - испаноязычных; в 1990-1994 гг. это соотношение заметно изменилось: белых -
43%, черных - 33 и среди испано-язычных - 32%.

Нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. По данным за 1993 г., доля иностранцев среди преподавателей по инженерным наукам составляла 37%, по математике и программированию - 27%. В основном это ученые из стран Азии и Европы (прежде всего Индии, Китая,
Великобритании, Тайваня, Канады, Южной Кореи и России). Собственно, этот недостаток - нехватка собственных кадров - успешно преодолевается без дополнительных затрат со стороны государства с помощью так называемой утечки умов из-за ру-. бежа. Интересам американской науки и экономики служит и все возрастающее число докторских диссертаций, защищаемых в США иностранцами. В научно-технических дисциплинах оно удвоилось за период с
1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс., демонстрируя среднегодовой рост 8,2%,
(соответствующий показатель для американских получателей докторской степени
-1,9%). При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев
68% планировали остаться в США, а 44% - имели соответствующие предложения от работодателей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).

Новые требования к квалификации кадров, особенно высшего звена, существенно меняют требования к системе высшего образования, обусловливают постоянный поиск оптимальных вариантов специализации студентов, методов их обучения.

В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских университетах, решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является характерной чертой американской высшей школы), подготовке кадров широкого профиля, вооружении специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков, т.е. в ставке на теорию, на системный подход. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сложились научные школы в различных областях наук, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу образования, но и где получаемые знания постоянно используются в научных исследованиях, в которые вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.