Рефераты. Проблемы муниципальной информационной политики






В связи с этим органами местного самоуправления часто создаются условия для улучшения доступа жителей села к информационным ресурсам, а также происходит развитие информационно-консультационной службы на селе. Кроме того, решению проблем должна поспособствовать принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Социальное развития села до 2010 года», которая, безусловно, является необходимым документом. Однако, она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов.

В частности, реализация Федеральной целевой программы «Социальное развития села до 2010 года» направлена на преодоление информационного вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве и сельской местности.


2 Информационная политика органов местного самоуправления в России


2.1 Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России


Потребность в информационной политике обусловлена теми колоссальными изменениями в человеческом обществе, которые произошли в последние десятилетия. Речь идет о феномене информационного общества, когда определяющее воздействие на течение общественной жизни оказывает обмен информацией - сведениями, правдивыми и ложными, по-разному эмоционально окрашенными, распространяемыми с различной целью. Часть этих информационных потоков нуждается в регулировании в рамках определенной государственной политики.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими.

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

Россия вступила в информационную эпоху неподготовленной: в стране больше полувека отсутствовали свободная пресса и институты гражданского общества, а техническая отсталость средств связи, призванных обеспечивать возможностями для коммуникации не армию и власть, а рядовых людей, была огромной.

В таких условиях был поднят "железный занавес", и в Россию хлынула разнообразная информация. Ввести этот бурный поток в спокойное русло, создать надежные демократические правовые формы информационных отношений в обществе - как раз задача информационной политики [36].

Информационная политика в России должна строится на таких принципах, как реализация конституционных прав граждан на свободное выражение мнений и на свободное их распространение, на получение объективной информации о деятельности органов государственной власти, о состоянии окружающей среды, о жизни общества; это сохранение и приумножение духовного наследия народов России, сохранение национально-культурной идентичности России при вхождении в мировое информационное пространство, создание в обществе благоприятного информационного климата как непременного условия для устойчивого развития, и, поскольку СМИ играют важнейшую роль в этих процессах, обеспечение высокого уровня журналистского профессионализма.

Отметим, что комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [37, с.67].

Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и муниципальной информационной политики в целом имеют процессы формирования и развития мирового и регионального информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена [38].

Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства [39].

На сегодняшний день средства массовой информации являются не только важнейшим элементом гражданского общества, но и инфраструктурной основой информационной политики муниципального образования. Поэтому, начиная с первых лет самостоятельного развития, у этой сферы существует системная поддержка республиканских и муниципальных периодических изданий, а также телевизионных каналов. В большинстве муниципалитетов уже сформирован развитый рынок средств массовой информации, способный удовлетворить спрос потребителя информации в любой социальной или профессиональной сфере. В этой связи важнейшей является задача как можно более полно и грамотно использовать информационный потенциал в решении социально-экономических, политических и культурно-духовных проблем муниципального образования.

В настоящее время на механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий муниципальной информационной политики накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики большинства территорий страны, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра.

Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление регулирующей роли органов местного самоуправления. На сегодняшний день муниципальная информационная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация муниципальной информационной политики в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому муниципальную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в ряде муниципальных образований в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Муниципальная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Муниципальная информационная политика России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений эффективной муниципальной информационной политики [40].

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий муниципальной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны и отдельных муниципальных образований по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

Во-первых, последовательное реформирование информационного производства на основе:

управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития муниципальных образований по пути построения гражданского общества и правового государства.

Во-вторых, практическое овладение населением различных муниципальных образований информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.

В-третьих, достижение высокого уровня информационной безопасности каждого отдельного муниципального образования как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь муниципальной информационной политики.

Особого внимания требуют:

совершенствование разделения полномочий по осуществлению ГИП между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения этой функции;

создание системы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры муниципальных образований России;

разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию муниципальной информационной политики;

привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.